В.В. Шмидт

Патриарх Никон в путях «пременения царств»

 

История нашего Отечества, засвидетельствована рядом выдающихся деятелей, памятных событий и явлений культуры, которые в равной степени составляют сокровищницу Русской Православной Церкви и Российского государства. В 2005-2006 г. исполняется 400 лет со дня рождения и 325 лет со дня смерти выдающегося церковного и государственного деятеля – Святейшего Патриарха Никона (1605-1681). Историческая наука с именем Патриарха Никона связывает целую эпоху второй пол. XVII в., когда государство и общество находило в себе силы, чтобы, преодолевая период Смутного времени, становиться мощнейшим государством на Евразийском континенте и активно влиять на политику и духовную жизнь народов. Русь в своем историческом развитии, приняв христианство как парадигму существования и образ жизни, оказалась включенной в перспективу «осевого времени» христианской цивилизации и уже не могла оставаться на периферии глобальных процессов.

Одной из ярчайших национальных личностей-пассионариев христианской цивилизации вслед за Константином Великим, Иоанном Златоустом, Патриархом Фотием явился русский Патриарх Никон, которому суждено было оказывать серьезное влияние на духовно-политические процессы, как в Русском православном царстве, так и в Православной Эйкумене  в целом: Московская Русь совершенствовала-трансформировала принципы и механизмы своего государственно-политического устройства, церковно-государственного и церковно-общественного взаимодействия, формирования национальных центров просвещения и образования, законодательной, военно-политической, социально-экономической базы. Нетрадиционное для древнерусского образа жизни и восприятия «цивилизационное время» требовало активных и масштабных действий, которые были предприняты главой Русской Церкви в симфоническом взаимодействии с Царем [1]. Величие деяний и масштаб наступавших социальных преобразований выразились в титуловании Патриарха Никона Великим Государем и уравнивании его в социально-государственной иерархии с Царем.

Грандиозность надвигавшихся перемен в масштабе цивилизационного взаимодействия и всеобщая неподготовленность русского общества на всех уровнях его социальных групп, выражавшаяся в приверженности догматичному охранению традиционного уклада и образа мысли, а также политическое  слабоволие, личностная нерешительность, стремление к «тихости» и обеспокоенность сохранением династической преемственности со стороны Царя, вызвали процесс, границами которого стал социальный аутизм значительных групп людей, именующих себя старообрядцами [2] (адекватнее – обрядоверы стоглавого толка), с одной стороны, и лишение Патриаршего достоинства и ссылка Святейшего Никона – с другой. Это событие – осуждение и ссылка Патриарха Никона – явилось узловым для дальнейших судеб Отечества: завершился мир жизни, где всеопределяющим и всеорганизующим началом было святоотеческое православие, которое как в некую ссылку уходило вместе с Патриархом Никоном, сменяемое  монархическим абсолютизмом. С Патриархом Никоном, его стремлением к торжеству Истины в мире дольнем и правоправной славой Горнего в образцах византийского традиции и наследия, уходила великая эпоха возможностей к единству православного мира и стяжанию образа Святой Руси, уходила эпоха воспитания персонифицированной личности в лоне Церкви в законе благодати Христовой и созидания социально-государственной мощи, чему был ярким примером служения и образцом подражания собственно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Никон. В наступавшие после Патриарха Никона эпохи, живому «глухостью» и «ревностью о вечности в прошлом» обрядоверию суждено было преодолевать себя уже не в духе церковного послушания, христианской любви и кротости, а крутостью Петровских реформ, Екатерининской моделью англосаксонского просвещения, французским гуманизмом и Александровскими дарованиями свобод. Эпохи Петра, Екатерины и Александра были не менее значительны для истории России как и эпоха Никона, поскольку вновь титанические усилия были направлены на преодоление «вечности в прошлом» ради стремления к утверждению и созиданию великой Руси «цивилизационного времени» в ее имперском облике, но уже на принципах монархического абсолютизма и цезарепапизма, а соработниками Государей российских в становились не Святители земли Русской, а государевы подданные из Министерства иностранных дел, Тайной канцелярии, Святейшего Правительствующего Синода и других государственных учреждений.

Святейший Патриарх Никон [в миру – Никита Минин (Минов) родился в мае 1605 г., интронизация – 25 июля/07 августа 1652 г., оставление Патриаршего престола – 10/23 июля 1658 г., кончина – 17/30 августа 1681 г.; соборное начало церковных справ – 14/27 марта 1653 г., основание Иверского Святоозерского Валдайского монастыря – весна-лето 1653 г., основание Крестного Кий-островского Онежского монастыря – 13/26 июля 1656 г., основание Воскресенского монастыря Нового Иерусалима – сентябрь 1656 г.].

Еще в детстве будущий Патриарх Никон проявил неудержимый интерес к духовным знаниям: в 12-летнем возрасте тайно ушел в монастырь прп. Макария Желтоводского и стал послушником. Через 5 лет по настоянию родни женился и спустя два года принял священный сан, ему тогда было 19 лет. Вступив в должность приходского священника, иерей Никита явил в себе множество пастырских добродетелей: слава о нем донеслась до Москвы и он получил приглашение на переезд в столицу. Около 9 лет о. Никита провел в Москве. Однако, «зря суету и непостоянство мира сего, и желая ко спасению обрести путь удобный» (И. Шушерин [3]), по обоюдному согласию с женой, они решили навсегда оставить мир: о. Никита удалился в Анзерский скит Соловецкого монастыря, где принял в 1636 г. монашеский постриг от прп. Елеазара с именем Никон в честь сщмч. Никона, епископа. († 251 г., память 23.03/05.04).

Духовные подвиги его были внушительны – прочтение в течение суток всей Псалтири, совершение 1000 земных поклонов с Иисусовой молитвой и др. Прп. Елеазар предсказал, что Никон в последствии времени  будет Святителем.

В 1639 г. иеромонах Никон покинул Анзерский скит и перешел в Кожеезерскую обитель, а с 1643 г. – игумен этой обители; с 1646 г. назначен архимандритом Ново-Спасского монастыря в Москве (при нем возведен величественный Спасо-Преображенский собор; в этот период он выступает челобитчиком и заступником перед Царем о скорбящих и нуждающихся). 

11 марта 1649 г. архимандрит Никон собором архиереев во главе с Патриархом Иосифом и Патриархом Антиохийским Макарием возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого. На Новгородской кафедре он занимался церковным строительством, благотворительностью, исправлением нестроений в монастырской и приходской жизни. Митрополит: открыл четыре богадельни и устроил во время голода на владычнем дворе «погребную палату»; помощником митрополита по распределению милостыни был блаженный юродивый Василий Босой. Во время восстания в Новгороде в 1650 г. митрополит Никон показал себя мужественным пастырем, готовым положить душу свою за врученное его окормлению стадо – он вышел к бунтовщикам со словами: «Дети, я всегда проповедовал вам истину. Ничто земное не устрашает меня. Я, как пастырь, пришел спасти вас от возмущающих вас волков». Избитый едва не до смерти, он кротостью и молитвой привел народ к покаянию и прекращению бунта. В благодарственном письме Царь Алексей Михайлович называл Никона «новым страстотерпцем, крепкостоятельным пастырем, крепким воином и страдальцем Царя Небесного и своим собинным другом».

Дар прозорливости и духовного водительства позволили митрополиту Никону воспитать из монахов, несших послушание в Новгородском архиерейском доме, великих подвижников: в 1651 г. ризничий преосвященного Никона иеромонах Мисаил был рукоположен в архиепископа Рязанского и Муромского (преосвященный Мисаил стал миссионером, крестившим татарское и мордовское население Рязанского края; Русская Церковь прославляет Святителя Мисаила в сонме Рязанских святых); ризничим митрополита Никона после иеромонаха Мисаила стал иеродиакон Лаврентий, рукоположенный им в 1654 г. в архиепископа Тверского и Кашинского и переведенный в 1657 г. на кафедру митрополита Казанского и Свияжского.

Митрополит Никон был ревностным пастырем стада Христова, постоянно назидающим свою паству словом Божественной премудрости. Историк Церкви митр. Макарий утверждает [4], что в то время среди архиереев не было проповедника, равного Святителю Никону. Неустанно поучаясь в заповедях Божиих, Святитель искал в житиях святых пример для подражания. Он сам написал: - «Житие преподобного Иакова Боровичского…», изданного в 1659 г. типографией основанного им во образ святой горы Афон Иверского Валдайского монастыря в книге «Рай мысленный»; - «Слово о Животворящем Кресте», «Слово на моровое поветрие», «Духовные наставления христианину», «Духовное завещание» и др.[5], являющиеся яркими памятниками письменности русского средневековья; - он же, по-видимому, является и автором рукописной «Книги глаголемой описание о российских святых», дошедшей до наших дней в виде нескольких списков; - под его Святительским омофором был составлен полный русский летописный свод, получивший именование «Никоновской летописи»[6], он же «руку приложил» к еще совершенно неизученным и не введенным в научный оборот интереснейшим памятникам [7] «Толковое Евангелие», «Палея», «Тропник» [8], «Ирмологион», «Псалмы, месяцесловы, алфавиты» [9] восходящим к зарождению новой культурной и научно-просветительской традиции, формировавшейся в Святого Живоносного Воскресения Христова монастыре Нового Иерусалима, созданного им по подобию Святой Палестины с храмом Гроба Господня и во образ Иерусалима Небесного [10].

Митрополит Никон активно занимался собиранием святынь: в Успенский собор Московского Кремля были перенесены святые останки Патриархов Иова и Гермогена, в частности им из Соловецкого монастыря – мощи митрополита. Филиппа (такой событие подтверждало признание царской властью прегрешений против Церкви и общественное покаяние и заложило фундамент будущего симфонического взаимодействия светской и духовной властей). Никон лично глубоко почитал Святителя Филиппа, как и Петра, Макария, Гермогена и Иова, чьи страдания за веру и стояние в законе благодати Христовой, за должный духовный авторитет Церкви в обществе, за ограничение безудержного самоуправства царской власти и стремление к владению Церковью, участие в созидании Российской держава в образе Святой Руси стали для Никона образцом и примером служения. Став Патриархом, Никон продолжил созидание Святой Руси, активно участвуя в созидании государственной мощи в основах святоотеческого предания: так при нем были открыты мощи (прославлен в лике святых) Великий Князь Даниил Московский; на северных рубежах Руси по образу Крестного монастыря, который под Иерусалимом стоит на месте крестного древа, и во образ явленного Константину Великому на небе Креста, знамением Которого он утверждал и защищал Православную Эйкумену, основан Крестный Кий-островский монастырь с утвержденным в нем великим кресто-мощевиком (ок. 300 святых Православной Вселенной), сооруженным для молитвенного охранения пределов Православной Вселенной и Российской державы, как ее единственной заступницы и хранительницы; регентствовал государству и обеспечивал обозами победы русского войска; умелыми политическими шагами обеспечил объединение славянских народов – Великой, Малой и Белой России, приняв под святительский омофор малороссов, белороссов, валахцев…

По кончине Патриарха Иосифа Царь, видя, что никого нет равного митрополиту Никону «в разуме и во утверждении благочестия», по совету со всем освященным собором «понудиша его престол Патриарший прияти» 25 июля 1652 г. Никон же всячески отрицался, ссылаясь на свое недостоинство и предвидя, что его патриаршество будет недолгим и завершится исповедничеством, подобным подвигу Святителя Филиппа.

Первые три года его патриаршества явили воистину симфонию царской и церковной власти, когда, как писал сам Патриарх Никон в предисловии к Служебнику, изданному в 1656 г., «священство Божественным служит, царство же человеческим владеет и о сем печется. Вкупе же уставы и правила святых отец, яко от Святаго Духа вдохновенны, облобызающе приемлют и держат». Задачу Патриарха Никон видел в том, чтобы удержать развитие Российской государственности и народности в святоотеческих традициях, в то время как в русском обществе уже намечалось отступление от веры и Церкви, формализовавшееся в «Уложении», принятом в 1649 г., согласно которому учреждался Монастырский приказ как светский орган управления церковными имениями и делами и судным производством.

«Церковь не стены и кровля, но каноны и пастыри духовные», - говорил Святитель. Тяготея сердцем к строгому соблюдению церковного устава, он в первую очередь упорядочил Богослужение, а также многие стороны церковной жизни. Считая монашество краеугольным камнем Православия, он всячески поддерживал монастыри, ревнуя о их благочинии. Да и на Патриаршество он смотрел как на игуменство в большом монастыре.

Никон напомнил, что «Поместная Церковь есть только часть единой Вселенской Церкви, что между частями этой Церкви должно быть каноническое общение и согласование». Заботясь о единстве веры, Патриарх Никон занимался исправлением новин, внесенных в богослужебные книги, обряды и чины в течении прошедших веков, пока Русь жила сама в себе. В XVII в. «невежество помрачило чистоту нашего древнего вероучения изобретением новых, неизвестных Церкви, догматов; обезобразило величественный чин богослужения искажением богослужебных книг и обрядов, многогласием в пении и чтении. По воле Творца в избытке наделенный высокими дарования ума, воли и чувства, и строгостию долгаго пустыннаго уединения воспитавший и утвердивший в себе дух ревности по славе Божией и спасении людей, Никон смело и могущественно восстал против суеверия одних и вольномыслия других нововводителей отечественной Церкви. Этим двум ложным направлениям, раздиравшим Церковь, Патриарх Никон противопоставил истинное: восстановление и утверждение в отечественной Церкви совершенного согласия и единения с Церковью Восточной в учении веры, обрядах богослужения, и правилах церковного управления». Константинопольский Патриарх Паисий, поддерживая деятельность Патриарха Никона, писал в грамоте 1656 г.: «Бог просвети тя во времена наша, да очистятся вся неудобная, и да исправятся».

Патриарх Никон принимал все меры к тому, чтобы в Русской Церкви не происходило смут и противостояний. В частности, при условии послушания Церкви разрешил служить по старым книгам, допуская разность мнений в вещах, не затрагивающих существа веры. Митрополит Макарий считает, что «если бы Никон не оставил кафедры, раскола в Русской Церкви не было бы» [11].

Оставляя Патриарший престол, Святейший Никон свидетельствует: «Не больше ли войны - гнев царский?.. Из Москвы я отошел не без ведома царева: Царь знал, что гневается на меня без правды. И от него приходили ко мне … и я им говорил, что иду из Москвы от немилосердия Государя, пусть ему будет просторнее без меня; а то, гневаясь на меня, он не ходит в церковь, не исполняет своих обещаний, данных при нашем избрании на Патриаршество, отнял себе суд церковный, велел судить нас самих и всех архиереев и духовный чин приказным людям». Понимая губительность подобных притязаний Царя и царства в отношении к Церкви, Патриарх Никон также сознавал, что открытое сопротивление царской власти со стороны духовной власти может вызвать в России смуту, разрушающую религиозную основу русского бытия – любовь народа к Церкви-матушке и Царю-батюшке. После длительных молитвенных размышлений он выбрал единственно возможный для себя путь: незаконным  притязаниям не подчиняться, в открытое противостояние не вступать; указывая на нетерпимость положения, рассчитывая на отрезвление и покаяние светской власти, оставить кафедру Московского Первосвятителя и удалиться в Воскресенский монастырь. Тому были примерами многие Святители Церкви Христовой, и Иоанн Златоуст в частности, на которого ссылается Патриарх Никон [12].

По удалении в Воскресенский монастырь, Никон жил в нем самым строгим подвижником, представляя в себе для братии образец иноческих трудов. Каждый день, по окончании Литургии, он со слезами выслушивал молебен Пресвятой Богородице, «поемый во всякой скорби душевной и обстоянии». Патриарх Никон всегда и везде являлся примером трудолюбия, исправности и благоразумной опытности; первый исходил на всякое дело, и после всех полагал конец своим трудам. Он продолжал составлять летопись, изображая превратности Царств, народов и частных людей, Никон точнее узнавал цену своего крестнаго испытания в уединении в Новом Иерусалиме. Среди строгих подвигов благочестия Никон не забывал и дел милосердия, которое составляло как бы душу его жизни: всех странников и богомольцев Святейший приказывал поить и кормить по три дня даром, в монахи принимать безвкладно, всем давая платье за счет обители. В праздник всегда трапезовал с братией и сам лично омывал ноги богомольцам и заезжим путникам.

В «Возражении…» в разорении 20 вопроса-ответа Патриарх Никон подробно изложил также учение о священстве и царстве: «священство и самаго царства честнейши: престол священства поставлен на небеси по глаголу Божию: елика бо аще свяжете на земли, будут связаны на небесех» (Мф. 18, 18). Что может сравниться с этою честию: суд от земли восходит на небо чрез священника, который поставлен посредником между Богом и человеками. Сего ради и цари помазуются от священнической руки, а не священники от царской; ибо меньшее от большаго благословляется. Царю вверено здешнее, а священнику Небесное; царю вверено попечение телесное, иерею же - душевное, царь долги имениям оставляет, священник же долги согрешениям; царь действует принуждением, а священник увещанием; царь имеет оружие чувственное, священник – духовное; царь имеет брань к сопостатам, сражается с врагами видимыми,  священник же имеет брань к началам и властем тьмы». В разорении 24 вопроса-ответа, говоря о привилегиях церковных, Никон восклицал: «Мы не знаем инаго законоположника себе кроме Христа, который дал нам власть вязать и решить. Уж не эту ли привилегию дал нам царь? Нет, но он похитил ее от нас, как свидетельствуют его беззаконныя дела. Какие? Он Церковью обладает, священными вещами богатится и питается, славится тем, что все церковники – митрополиты, архиепископы священники и все причетники покоряются ему, оброки дают, работают, воюют; судом и пошлинами владеет». Такое обладание царя Церковью, по слову Патриарха Никона, является «антихристовым узаконением», свидетельствующем о духовном перерождении русской монархии, когда из защитника Церкви она начала превращаться в ее обладателя и распорядителя. Царь начал управлять Церковью не в совете с Патриархом, а «преболе» его. Усматривая в этом духовную катастрофу для России, Святейший Никон, решительно свидетельствует, что земной град восстал на град Небесный, что царская власть беззаконно узурпирует власть духовную. Патриарх в такой ситуации становится номинальной фигурой, исполняющей волю самодержца. Таким Патриархом Никон быть не мог и не хотел. Вынужденный уход Никона с Патриаршего престола представляется исповедническим подвигом архипастыря, который спасал Церковь от грозящего ей поглощения государством, предвидя порабощение Церкви, доведенное до логического конца Петром I; следствием этого должно будет неминуемое разорение государства, о чем Патриарх Никон сообщает царю, описывая свое видение в тонком сне Святителей Московских, указавших на пожарище в царском дворце [13]. Патриарха Никона постигла судьба пророков, гонимых и претерпевавших многие оскорбления и поругания.

Второй Собор по делу Патриарха Никона состоялся 7 ноября - 12 декабря 1666 г. Отметим, что два восточных Патриарха, Александрийский Паисий и Антиохийский Макарий, участвовавших в суде над Патриархом Никоном, и решивших дело в угоду Царю и боярам, во-первых, не имели права судить Патриарха, так как сами были низложены со своих кафедр именно из-за этой поездки, а во-вторых, были подкуплены Московским правительством. Известный своей ученостью иеромонах Епифаний Славинецкий добавляет: «О том, чтобы Никон чужд был архиерейства и священства, я не только писать, но и говорить не дерзаю. Я не нашел таких правил, чтобы архиерея, самовольно оставльшаго свой престол, но не отрекшагося архиерейства, отчуждали архиерейства и священства». В приговор Собора включены нелепые вины Патриарха Никона: самовольное оставление престола, строительство монастыря Нового Иерусалима, требование поставить нового Патриарха по его, Никонову, благословению, обличения Царя и членов Собора, жестокое обращение с клиром и др. Выслушав приговор, Святейший Никон сказал: «Никоне, Никоне! Вот за что все это тебе: не говори правды, не теряй дружбы. Если бы ты устраивал у себя богатые вечери и с ними угощался, то верно этого с тобой не случилось бы».

Низвергнув Патриарха Никона с Патриаршего престола, его недоброжелатели не только не могли истребить плодов его ревностного служения Церкви и государству, но и прочно их утвердили соборным решением. М. Зызыкин говорит: «по судьбам Промысла, Патриарха Никона судил Собор, по составу своему почти вселенский, и непреложно утвердил на все времена плоды его пастырских трудов. Этот Собор умолил Царя и пастырей устроить училища для духовного просвещения, утвердил сделанные Патриархом Никоном исправления в богослужебных книгах, чинах и обрядах; постановил правило о неподсудности духовенства мирским судьям; изрек строгий суд на легкомысленных нарушителей уставов Церкви и т.д. С той поры наше Церковь на бытовом уровне носит именование «никоновской».

С 1666 по 1676 г. Святейший Никон находился в ссылке в Ферапонтовом монастыре. Терпеливый Никон не роптал на свою горестную участь, и за все благодарил Господа, молясь за своих врагов: «Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят». В письме к Царю Алексею Михайловичу Патриарх Никон открывает свой внутренний настрой: «Сила Божия в немощи совершается; благоволю и аз в немощех моих и злостраданиях, зане елико внешний наш человек озлобляется, толико внутренний обновляется. Аз убо не точию страдати всеизволяю, но и умрети готов есмь правды ради, только бы не во твое царство… Мы на то обещались, что терпеть – претерпевый до конца той спасен будет… Терпеньем да течем на предлежащий нам образ взирающе, на Начальника веры и Совершителя Иисуса, Иже вместо предлежащия Ему радости претерпе крест и о срамоте не раде; темже убо да исходим к Нему вне стана, поношение его носяще; не имамы бо зде пребыающаго града, но грядущаго взыскуем».

С 1672 г., когда Никону разрешен был свободный выход из келий, к нему стали приходить люди, страдавшие телесными и душевными недугами. Никон читал над ними молитвы, помазывал освященным маслом, давал лекарства… Больные получали исцеление. Никон так говорил о своем лечении: «Являлся, де, ему, Никону, Христос часто в церкви тем образом, как пишется на иконе, и подал, де, ему благодать чаши лекарственной; и он, де, по тому явлению и по благодати неисчерпаемой чаши лекарственной исцелял и от того его лекарства Бог от болезней многих людей избавлял, а больше того его никто лекарству не учивал». В записях 1672-1675 гг. всех исцеленных значится 132 человека [14].

В 1676-1681 гг. Никон находился в Кирилло-Белозерском монастыре, в котором условия заточения были ужесточенны. Однако ни бедность, ни теснота, ни унижение не могли поколебать в нем твердого духа: он без малодушия переносил свои страдания. Он постоянно носил на себе железные вериги и маленький серебряный ковчег со Святыми дарами. В таком расположении духа и с таким напутствием, он всегда был истинным воином Иисуса Христа, облеченным во вся оружия Божия против слабостей плоти и искушений духа.

17 августа 1681 г. блаженный Никон «в добром исповедании, благодаря Бога о всем, яко во страдании течение свое соверши, с миром успе, душу свою в руце Богу предаде, Егоже возлюби». «Тело же его невредимо отнюдь от вони злосмрадныя, аще и десятодневно пребысть; в толикое бо теплое время… цело и тлению не причастно бе».

«Царь же Благочестивый, непрестанно жалея о Никоне Блаженном, яко не поминается Патриархом,.. о сем соизволи восписати в Палестину ко всем четырем Вселенским Патриархом». В сентябре 1682 г. от Вселенских Патриархов были получены грамоты. Патриарх Константинопольский Иаков писал, что Патриарх Никон, хотя был осужден за свои вины собором восточных и русских архипастырей и лишен святительского сана, но благодушно перенес свое наказание, «многими и тмочисленными печалми и нуждами себе усмири, и многих печальных ради трудов в небесное Царствие вводящий путь возвратив, в терпении, озлоблении, в нужном пребывании постом и молитвами непрестанными и бденми всенощными, яко злато в горниле, искушен бысть, и яко всеплодие Бога живаго жертва явился, и не даде сна очима своима, ниже дремания на челе своем, ниже покоя составом своим, дондеже блаженным сном уснув, благочестно к Господу отиде». Обращаясь к самым причинам извержения Никона из патриаршего сана, Вселенский Патриарх замечает, что «Никон осужден не яко неких вин ради душевных или телесных, елицы от благодати архиерейства отчуждают, ниже над Божественными догматы благочестий согреши, столп бо благочестия непоколебаемый знаем бысть, и Божественных и священных канонов оберегатель присноискуснейший, отеческих догмат, повелений же и преданий неизреченный ревнитель и заступник достойнейший: но яко человек, человечески болезнуя от малодушия некоего гневом и унынием побежден бысть». Поэтому, Собор, составившийся при Константинопольском Патриархе для рассуждения о причислении Никона к сонму Всероссийских иерархов, нашел благословным воззвать Никона к патриаршескому поминовению. Никон восстанавливается в сан Патриарха следующими словами: «преподобныя памяти возлюбленный брат наш, Господин Никон, бывший Патриарх Московский и всея Руси, вместо воздаяния и мздовоздаяния, показания ради долгаго преподобничества терпения, имеет прощение и разрешение от приключившагося ему соборнаго извержения, и да будет прощен в нынешнем веце и в будущем от Отца и Сына и Святаго Духа, святыя и Живоначалныя Троицы; восприяв же духовный хитон архиерейства, да приимет, яко Патриарх, всегда церковное поминовение, поминаем с прочими Патриархами московскими во священных диптихах, и по всяким именованным временам священных церковных последованиях безсумненно да сочитается в яве в сочисление прочих Патриархов московских, Патриархом же являемы и именуемы и поминаемы ни один да не сопротивится, подлинно тако да будет! тем же во оправдание издадеся сие прощение его». Грамота Патриарха Иакова 5 мая 1682 г.

В канун 400-летия со дня рождения Святейшего Патриарх Никона благословением Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возобновлено церковное почитание Патриарха Никона в местах его служения (резолюция № 3427 от 01.06.2005 г.).

Память Святейшего Патриарха Никона особенно почиталась в трех основанных им монастырях. Вскоре после его кончины архимандрит Ново-Иерусалимского монастыря Герман († 1682) написал эпитафию своему духовному отцу и учителю: «Господень образ зде и Плакидов, ту лежит вторый в терпении Иов»; здесь же определены основания духовной жизни Патриарха Никона: следование Христу, крестоношение и стяжание терпения. Далее архимандрит Герман говорит об архипастырском служении Патриарха Никона, который «Аки столп каменн или крепкий от древ / стояще твердо, яко в небо доспев». Завершаются стихи похвалой Царю Феодору Алексеевичу, вернувшему Патриарха Никона из ссылки и со слезами своими руками предавшему тело его земле, «целя вред, яже подъял отец». Архимандрит Герман первым сформулировал для современников и потомков действия Царя Феодора Алексеевича по отношению к Патриарху Никону, как искупление вины отца, подобно тому, как Царь Алексей Михайлович признал вину за Царя Ивана Грозного перед гробом Святителя Филиппа устами Патриарха Никона. Признание Патриарха Никона Небесным молитвенником за Царя свидетельствует о вере писавшего в дерзновение почившего Святителя пред Господом, иными словами - в его святость. В надписи XVII века над входом в придел, где погребен Патриарх Никон, говорилось о нем, как о жителе горнего Сиона, предстоящем пред престолом Божиим.

Традицию почитания Патриарха Никона как великого угодника Божия продолжил келейник Патриарха Никона – Иван Корнильевич Шушерин, трудами которого потомкам сохранено «Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России», которое во множестве списков разошлось по всему православному миру. Часто в состав рукописных сборников включались, кроме жизнеописания, документы, свидетельствующие о Патриархе Никоне как о невинно осужденном и как о чудотворце, на Гробнице которого совершаются исцеления больных.

В 1686 - 1698 гг. архимандрит Воскресенского монастыря Никанор составил стихотворный Летописец – первое изложение истории монастыря Нового Иерусалима. Патриарху Никону в нем, посвящены строки, которые звучат как церковные песнопения, прославляющие святого: «... Апостольским преданиям и Святых Отец / Юныя и старыя уча, аки отец, / Горняго ища, долняя вся презирая, / Щит веры имея, ко брани на бесов простирая, / О благочестии истинный бысть ревнитель, / И веры христианския присный хранитель»...

Настоятель Воскресенского монастыря архимандрит Леонид (Кавелин) подготовил первое научное издание, «Известия о житии...». В 1874 г. им был устроен в Воскресенском монастыре музей Патриарха Никона. Впоследствии этот музей стал образцом для музея Патриарха Никона и в Иверском монастыре на Валдае и заложил традицию музейного дела в России.

О Патриархе Никоне, как о Соловецком святом, говорится в рукописи «Верное и краткое изчисление преподобных отец Соловецких…». О нем упоминает и составитель жития преподобного Елеазара Анзерского: «Бысть же и ин ученик преподобному преславен именем Никон, иже бысть Патриарх царствующаго града Москвы и всей России. И той пречуден бысть в житии своем, и многу ревность о исправлении православия показа».

Почитание Патриарха Никона, как святого, сохранилось в Киево-Печерской лавре, где в 1875 г. была издана книга «Молитвенное призывание преподобных отцев Ближних пещер» со следующей молитвой: «Стражие наши, путеводители и бесов отгонители Варвара Великомученица, Борис Страстотерпец, Глеб Страстотерпец, Игорь Мученик, Димитрий Ростовский, Феодосий Черниговский, Иов Почаевский, Никон Ново-Иерусалимский, Тихон Задонский, Иоасаф Белгородский, молите Бога о нас». Это молитвенное призывание сохранено и в издании 1992 г.

В 1891 г. была издана книга архимандрита Леонида «Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII века) обще и местно чтимых. Справочная книга по русской агиографии». В этой книге в число 795 святых включен и «Никон, Патриарх Московский и всея России».

О первосвятительском служении Патриарха Никона свидетельствует митрополит Макарий: «Патриаршествование Никона составляет эпоху в истории нашей Церкви. При нем началось соединение двух бывших митрополий, Киевской и Московской, и Никон первый начал называться Патриархом Московским и всея Великия и Малыя и Белыя России и всех земель северных и помория и многих государств. При нем и его главном участии действительно началось вполне верное и надежное по своим основам исправление наших церковных книг и обрядов. Никоном сделана была самая смелая из всех когда-либо у нас бывших и решительная попытка отстоять самостоятельность и независимость Русской Церкви от светской власти, хотя и кончившаяся для него неудачно. При Никоне чаще, чем когда-либо, происходили сношения Русской Церкви с Греческою по делам церковным, чаще, чем когда-либо приезжали к нам высшие греческие иерархи и при их участии совершались у нас такие Соборы, каких ни прежде, ни после у нас не бывало. Да и сам Никон с его необыкновенным умом и характером и с его необыкновенною судьбою, представляет собою такое лицо, которое резко выдается в ряду других наших патриархов и всех когда-либо бывших в нашей Церкви первосвятителей». Он устроил три монастыря и сам всегда был примером истинно монашеской подвижнической жизни. Он занимался иконописанием.

По словам архиепископа Серафима (Соболева), опровергавшего обвинения Патриарха Никона в гордости и властолюбии «благодать Святаго Духа была присуща ему с самых младенческих лет и проявлялась в нем в очевидной и поразительной мере до самой его кончины». Он отличался ревностью по Боге, которая высоко ценится в очах Божиих, «ибо все его действия показывают, что центром его жизни была не личная слава, а слава Божия, благо русской Церкви и государства».

Святейший Патриарх Никон в своей жизни показал следующие добродетели: строгая христианская жизнь, терпение и твердость в вере вплоть до исповеднического подвига, забота о Церкви, милосердие, храмоздательство, глубокое богословствование и многое другое, что характерно величайшим во святых угодникам Божиим. Таким образом, нам следует «благоговейно преклоняться перед ним, чтить его вместе с простым верующим русским народом, как праведного и благодатного светильника Русской Церкви, и всемерно содействовать тому, чтобы в возрожденной России он был причислен к лику святых Российской Церкви», - пишет архиепископ Серафим (Соболев).

 «В Никоне с совершенной полнотой отразилось самосознание Русской Церкви, самосознание духовной власти, твердо разумеющей свое высочайшее призвание и высочайшую ответственность; отвергающей возможность каких либо уступок и послаблений в святой области ее пастырских попечений, тщательно хранящей Божественный авторитет священноначалия и готовой исповеднически защищать его перед лицом любых искушений и скорбей». Такая оценка деятельности Патриарха Никона с церковной точки зрения, данная митрополитом Иоанном (Снычевым), свидетельствует о том, что Патриарх Никон при молитвенном обращении к нему мог бы быть таким же Небесным заступником для современной церковной иерархии, каким для него самого был Святитель Филипп.

Свою лепту в восстановление доброго имени Патриарха Никона внесло и XX столетие. Промыслом Божиим Патриарх Никон и по смерти своей способствовал восстановлению Патриаршества на Руси. Выступая на Поместном Соборе 1917 года в защиту Патриаршества, архимандрит Иларион (Троицкий), ныне священномученик, назвал Патриарха Никона и Царя Алексея Михайловича: «два великих друга, две красы XVII века», и указал на пророческое осуществление слов Патриарха Никона, сказанных им при оставлении престола: «ухожу, чтоб ему, государю, просторнее было». Именно по этой причине было уничтожено Патриаршество при Петре I, чтобы «ему, Государю, без Патриарха просторнее было». Перед избранием Патриарха все члены Собора совершили паломничество в Воскресенский монастырь Нового Иерусалима. При поставлении Патриарха Тихона ему были вручены крест, белый клобук и мантия Святейшего Патриарха Никона как благословение на подвиг исповедничества веры в годы лихолетья.

Особо следует отметить книгу М.В. Зызыкина «Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи», которая в выполнена на основе зарубежных источников и, в первую очередь, на труде В. Пальмера. Труд М. Зызыкина впервые вместо обычного объяснения дела Патриарха Никона его личными качествами обращает внимание на историческую перспективу духовной трагедии России и показывает, что именно в неправедном осуждении Первосвятителя Русской Церкви нужно искать ключ к развязке той драмы, которая вывела Россию не на путь православного оцерковления жизни, а на путь немецкой духовной колонии. В числе множества высказываний о Патриархе Никоне, как о святом, М.В. Зызыкин цитирует замечательные слова митрополита Антония (Храповицкого): «Среди великих Вселенских Святителей Божиих имя Святителя Никона блестит, как яркая звезда первой величины на нашем духовном небосклоне».

Новое тысячелетие ознаменовано возможностью услышать Святейшего Патриарха Никона и постичь его мысли. «Спустя почти 350 лет после осуждения Святителя ему дали возможность сказать» - так бы сказал один из крупнейших ценителей памятников древнерусской письменности М.В. Ундольский [15], который предпринимал попытку публикации выдержек из трудов Никона. Тогда он в письме к историку А.Н. Попову так писал о своей работе: «Мой больше чем полугодовой труд: Отзыв Патриарха Никона об Уложении Царя Алексея Михайловича не пропущен Петербургскою цензурою по резким выражениям Святейшего автора Возражения. Что делать? Надо дать другой оборот: как при жизни Патриарха многое ему не удавалось, во многом ему грубо отказывали, так и через двести почти лет по его кончине не хотят выслушать его правдивого и весьма замечательного голоса о первом законодательном нашем памятнике... Буди всегда и во всем воля Божия!» [Русский архив. 1886. Кн. 2. № 5–8. С. 302]. Увидели свет в Издательстве Московского университета труды Патриарха Никона; в настоящее время находится в печати одна из самых масштабных работ, посвященных Патриарху Никону, которая окажет своим появлением неоценимую услугу современной исторической и обществоведческой наукам – «Никон, милостью Божьей Патриарх Московский: летопись жизни и деятельности» (С.М. Дорошенко) [16]

Благодаря возврату и осмыслению прошлого, в его главных персоналиях – Царе и Патриархе, в его главных институциях – государстве и Церкви, в его главных категориях – единичном и общественном – наше современное социально-историческое и духовное бытие становится более ясным и очевидным, т.к. «проблема Патриарха Никона есть проблема не только русского прошлого, но и русского будущего, связанная с проблемой действенной силы Православия в мире... Толчок, данный три века назад, привел к потере Россией христианского имени и образа Святой Руси... Падение Никона – та точка, тот перелом, около которых должно было обращаться дальнейшее религиозное и политическое развитие многих поколений» [17].

Статья подготовлена в рамках научного проекта «Патриарх Никон. Наследие…», поддержанного РГНФ (№ 04-04-00390а).

 

Примечания:

 

1. Патриарх Никон. Труды / Научное исследование, подготовка документов к изд., сост. и общ. ред. В.В. Шмидта. М., 2004. – 1264 с. См. также: Самодержавное царство первых Романовых / Сост. Г.В. Талина. М., 2004. – 328 с.; Социальные конфликты в России XVII-XVIII веков. Саранск, 2005.

2. Название вошло в обиход в соответствии с подписанным Николаем II 17.04.1905 г. указом «Об укреплении начал веротерпимости», в котором говорилось: “Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам”. Так закреплением дефиниции «старообрядчество» за традицией, которая была укоренена в РПЦ решениями Стоглавого собора и жестко оберегалась раскольниками-обрядоверами, в умы и души русских, в историко-обществоведческую науку в очередной раз была внесена смута: стартовал новый этап хуления имени великого ревнителя древнерусской святоотеческой традиции Патриарха Никона, который всеми силами старался восстановить в Русской Церкви обрядно-исповедную правоправность, согласную с традициями Вселенского Православия, а также институциональным разъединением государства и Церкви, обеспечивая при этом их симфоническое взаимодействие, преодолеть укреплявшийся социально-политический раскол в обществе, вызванный историческим стремлением государства узурпировать власть Церкви, и социо-культурный разлом, вызванный активным включением средневековой Руси в современный процесс цивилизационного взаимодействия.

3. Житие Никона, Святейшего Патриарха Московского / Шмидт В.В., Юрченков В.А.,Смирнова В.Б. Саранск, 2005.

4. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т. 7. М., 1996.

5. Патриарх Никон. Труды…

6. Русская летопись по Никоновскому списку: В 8 т. СПб., 1767-1792. Летопись здана Шлецером. См. также: Клосс Б. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII веков. М., 1980.

7. Комплексное изучение и введение в научный оборот этих памятников культуры русского средневековья, как и сформировавшейся традиции Воскресенского монастыря Нового Иерусалима в совокупности ее духовной и вещественной составляющих, явится, скорее всего, прорывом в отечественной науке – ее исторической, социально-поличической, философской-культрологической отраслях.

8. Можно с уверенностью полагать, что эти книги имеют наибольшую ценность и особую важность, т.к. в них редко встречающуюся собственноручнаю вкладная запись: «Лета … сию книгу, глаголемую …, положил в дом Святаго Живоноснаго Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Новаго Иерусалима смиренный Никон Божиею милостию Патриарх; а кто восхощет усвоити, якоже Ахарь, сын Хармиев, или утаить, якоже Анания и Сапфира, да отъимет от онаго Господь Бог святую Свою милость, и затворит двери святых щедрот Своих, и да приидет на него неблагословение и клятва и казнь Божия, душевная и телесная, в нынешнем веце, а в будущем вечная мука; а кто сие писание каким злым умышлением испишет от книги сея, да испишет его имя Господь Бог от книги животныя».

9. Е.Е. Васильева, А.Н. Кручинина в результате своих многолетних исследований считают, что Воскресения монастырь Нового Иерусалима явился уникальным сосредоточием культурно-исторической среды и творческого начала. Благодаря этому возникло мощное стилистическое движение в разных областях искусства, в том числе сложилась школа песнотворчества, явившаяся основанием русской поэтики и музыки Нового времени. Во все времена современная жизнь возвращается к истокам и осваивает исторические традиции, т.к. целостность и жизнеспособность культуры определяется возможностью творить, не порывая с каноном. Если при первом русском Патриархе Иове возникает стремление к полноте, расширению состава распеваемой гимнографии, при Патриархе Гермогене появляются вновь распетые корпусы служб, при Патриархе Иоасафе начинается работа по изменению фонетических редакций (правка на речь), а в связи с этим и редактура напевов, то главнейшей частью деятельности Святейшего Патриарха Никона явилось соблюдение литургической полноты, сохранение предания и развитие канона, попечение о книжном деле. Сложившийся в дониконовскую эпоху корпус богослужебного песнопения оказался избыточным по отношению к реальной литургической практике, при этом невменные и нотированные книги воплощали не норму, а безграничные возможности выбора, что в определенной степени противоречило самой задаче письменной фиксации как воплощенного идеала церковного пения. Перед Патриархом Никоном стояла труднейшая задача – упорядочить корпус и выработать отношение к спонтанным процессам развития церковно-певческого искусства. Позиции Патриарха в этом многотрудном деле, как показывают исследования, реализовывались не через словесные формулировки, а в практическом действии: не закрепленные документами, наказами, они становятся известны, понятны благодаря нотированным рукописям, восходящим к Никоновскому кругу, которые точнее всего определяются через отношение к Новоиерусалимскому монастырю. Подробнее см. их работы // Социальные конфликты в России XVII-XVIII веков. Саранск, 2005. Так же см.: Позднеев А.В. Песни-акростихи Германа // ТОДРЛ. Т. 14. М.; Л., 1958; он же: Никоновская школа песенной   поэзии // ТОДРЛ. Т. 17. М.;Л., 1961; он же: Рукописные песенники 17-18 веков. Из истории силлабической книжной поэзии. М., 1996.

10. Патриарх Никон. Труды… См. также: Зеленская Г.М. Новый Иерусалим. Путеводитель. М., 2003; она же: Святыни Нового Иерусалима. М., 2002; Шмидт В.В. Святейший Патриарх Никон и его Новый Иерусалим // Богословские труды. 2002. № 37.

 

11. Нужно здесь заметить, что собственно в Русской Церкви при Патриархе Никоне, как и в годы по его удалении и до его кончины, раскола не было. Так называемый раскол, как явление социально-политическое и социо-культурное и тенденция общественной жизни, существовал задолго до Патриарха Никона. Обострился же и формализовался этот процесс в период, когда государственное устройство все более приобретало черты и образ абсолютистской монархии; сформировав свои институции, государство также увидело и осознало институциализированный процесс как раскол и «отнесло» его в ведомство по духовным делам. Так в лоно Церкви было ввергнуто чуждое ей социально-политическое и социо-культурное образование, история которого плотно увязалась с церковными справами эпохи Патриарха Никона и «знаменитым» двуперстием. Во главу этого процесса и на его щит была водружена фигура яркого полемиста со строптивым и неуживчивым характером, отовсюду изгоняемым протопопом Аввакумом, горделивое стремление к учительству и былому величию «ревнителя благочестия», столкнувшись с мощь и широтой Никоновых деяний и преобразований, не найдя себе соработнического места в этих великих преобразованиях, яростно восстала против Патриарха и всей Церкви, неся со своими последователями смуту и отступничество. Так Русская Церковь ощутила отпадение от себя значительной части церковно-гражданского сообщества. Спустя два века, вновь благодаря государственной власти раскольники получат именование «старообрядцы» и оформят институцию в виде Старообрядческой Церкви… См.: Кравецкий А.Г. К истории снятия клятв на дониконовские обряды // Богословские труды. № 39. М., 2004. С. 296-344.

12. 1989. Люстров М.Ю. Уход Патриарха Никона как подражание образцам (к вопросу о самосознании Московского Патриарха) // Герменевтика древнерусской литературы: (Сборник статей № 10) / Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Общ–во исследователей Древней Руси. М.

13. К такому же выводу пришел профессор Оксфордского университета В. Пальмер, первый западный исследователь наследия Патриарха Никона. См.: Palmer W. The Patriarch and the Tsar. V. 1–6; History of the Condemnation of the Patriarch Nicon by a Plenary Counsil of the Orthodox Catholic Eastern Church, held at Moscow A.D. 1666–1667. Written by Paisius Ligarides of Scio. London, 1871–1876.

14. Белокуров С.А. Дела Святейшего Никона Патриарха, паче же рещи дела врачебная // Белокуров С.А. Материалы для русской истории. М., 1888; См. также: Патриарх Никон. Труды…

15. Ундольский В.М. Отзыв Патриарха Никона об Уложении Царя Алексея Михайловича // Богословские труды. № 23. М., 1982. В предисловии Издательства к этой статье написано: «Имя Святейшего Патриарха Никона стало великим в истории Русской Православной Церкви. Исследователи его многострадальной жизни и большого вдохновенного творчества все глубже проникаются к нему чувством благоговения, преодолевая противоречивые напластования… Дело, которое совершил Патриарх Никон, теперь – 300 лет спустя после его преставления к Богу – нашло признание ученой общественности: и в области архитектуры, и в широких дипломатических связях, в церковном и государственном строительстве. Особое же место Святейший Патриарх Никон занял в истории культуры созданием выдающейся в мире Патриаршей библиотеки, сохранившей в своих недрах лучшие славянские рукописи, своевременно собранные по всему лицу земли Русской. Сейчас они становятся достоянием ученых всего мира – кто ценит историческое прошлое и стремится сохранить преемство культурных традиций. Богословское значение этого собрания по достоинству было оценено митрополитом Филаретом (Дроздовым) (1867), по благословению которого протоиерей Александр Горский, профессор Московской Духовной Академии, создал знаменитое научное «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки» [Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки. Т. 1–6. М., 1855–1917. В настоящее время описание этого уникального собрания рукописей завершено: Протасьева Т.Н. Описание рукописей Синодального собрания, не вошедших в описание А.В. Горского и К.И. Невоструева. Ч. 1–2. М., 1970–1973].

16. Новоиерусалимский. Никон, милостью Божией Патриарх: Жизнь. Подвиги. Наследие. М., (в печати).

17. Зызыкин М.В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. М., 1995. Ч. I. С. 8; ч. III. С. 270.

Hosted by uCoz