Электронная
библиотека Центра изучения православия и древнерусской культуры http://www.drevnerus.narod.ru
Человек верующий в культуре
Древней Руси. Материалы международной научной конференции 5 – 6 декабря 2005
года / Отв. ред. Т.В. Чумакова. СПб., Издательство «Лемма». 2005. 252 с. ISBN 5-98709-013-X
Содержание см. http://drevn2005.narod.ru/soderzanie.htm
Настоящая работа воспроизводится
на правах электронной публикации. Напоминаем Вам, что в соответствии с
действующим Федеральным Законом "ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И
СМЕЖНЫХ ПРАВАХ" (1993), Вы можете свободно пользоваться, копировать,
распечатывать эту публикацию лишь для собственных нужд. В случае, если Вы
используете настоящую работу для электронной, бумажной или какой-либо иной републикации, Вы обязаны полностью указать авторские
права и источник, из которого Вами получена работа. В равной мере Вы должны
указать источник, из которого Вами получена публикация, если Вы ссылаетесь на
нее в любой – электронной или печатной – форме.
«Предписанное»
благочестие и храмоздательство в Русском государстве XVI – первой
трети XVII в.
(Памятники
архитектуры как источники исследования религиозной практики позднего русского
Средневековья)
Памятники древнерусской архитектуры в последние полвека исследованы достаточно
детально с искусствоведческой точки зрения. Но лишь сравнительно недавно они
стали рассматриваться в качестве комплексных историко-культурных объектов,
имеющих в том числе и источниковедческое значение для понимания всей истории
культуры. Мы вполне солидарны с мнением известного архитектуроведа
И.Л. Бусевой-Давыдовой, что при недостатке
письменных источников, связанных со строительством архитектурных сооружений
русского Средневековья, источником может служить сама архитектура [1].
Думается, эта мысль высказанная по частному поводу оказывается важна и для
осознания источниковедческой ценности памятников архитектуры в целом. Ниже мы
попытаемся показать, что памятники архитектуры могут быть использованы в
качестве источников исследования благочестия русского человека XVI-XVII вв.
Подавляющее большинство архитектурных памятников,
сохранившихся до нашего времени от XVI-XVII вв. – памятники церковного
зодчества. Храмоздательная практика этого периода
довольно ярко характеризует многие, зафиксированные в официальных документах,
аспекты взаимоотношения человека и православной веры в том виде, в котором они
реализовывались в исторической реальности. Историки архитектуры отмечают, что
наряду с формированием национального варианта «предписанного» православия
создается и национальный стиль зодчества на основе переработанных русской
архитектурой предыдущего времени форм византийской архитектурной традиции,
декоративных элементов архитектуры итальянского Возрождения, опыт общения с которой
был приобретен во время строительства зданий Московского Кремля в XV-XVI вв.,
местного деревянного зодчества. Наивысшими формами выражения этого стиля стала
шатровая архитектура и распространенные во второй половине XVI – XVII вв.
пятиглавые храмы, образцом для которых, через посредство кремлевских
Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов, послужил владимирский
Успенский собор XII в.
Исследование проблемы отражения веры и благочестия
русского человека в церковном зодчестве позднего Средневековья хронологически
следует разделить на две части: до Смутного времени и после, так как храмоздательные практики этих двух временных отрезков имеют
некоторые заметные различия. Но, в то же время, существует несколько храмоздательных идей, пронизывающих и соединяющих эти
эпохи. На них мы и остановимся в первую очередь, ограничив хронологически свои
рассуждения XVI в. и первыми десятилетиями XVII в..
Практика церковного строительства в XVI-XVII вв. была
тесно связана с решениями церковных соборов этого времени и другими действиями
государства и церкви по укреплению «древлего»
благочестия и оформлению вселенской роли русского православия. Несомненно,
крупнейшим храмоздательным мероприятием, обозначившим
начало этого направления, нужно считать
постройку Иваном Грозным собора Троицы или Покрова на Рву в Москве,
более известного как собор Василия Блаженного, которую историки архитектуры
объясняют не только желанием царя отметить победу над Казанским ханством, но и
со стремлением государственной и церковной власти утвердить роль Москвы в
качестве центра вселенского православия, некоего Нового Константинополя и
Нового Иерусалима [2]. На решение этой
же идеологической задачи были, вероятно, направлены и замыслы строительства
Борисом Годуновым храма «Святая Святых» в Московском Кремле (постройка не была
осуществлена, несмотря на начало работ в 1598-1599 гг.) [3] и возведение
патриархом Никоном Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря [4]. Каждый из трех названных храмов был связан с
определенным и очень важным этапом трансформаций православия как
государственной религии Российского царства: церковными соборами середины XVI
в., оформившими нормы «предписанного» православия; введением в России
патриаршества; реформами русской православной церкви середины XVII в.
Укрепление в XVI в. позиций официального православия и
расширение его экономических возможностей в связи с мероприятиями по наглядному
воплощению нового статуса Российского государства и русской православной церкви
вызвали две волны каменного храмового строительства в середине столетия и в
последние его десятилетия (80-90-е гг.). В первую очередь, это связано с храмоздательной деятельностью двух государей: Ивана
Грозного и Бориса Годунова, к которым присоединились некоторые представители
вотчинной знати. Сейчас невозможно определенно ответить на вопрос, в какой
степени храмоздатели этого времени выполняли решение Стоглавого собора о
запрещении строительства новых храмов, если старые находились в небрежении и не
ремонтировались. Приходских городских и сельских церквей этого времени
сохранилось немного. Письменные источники свидетельствуют о том, что
большинство из них были деревянными и в последующее время либо погибли, либо
были заменены каменными. Большая часть дошедших до нас каменных храмов, построенных
до Смутного времени, находится в
наиболее известным тогда монашеских обителях центра и севера России, а также в
Новгороде и Пскове, региональная историческая и культурная специфика которых
хорошо известна.
Традиция государственной поддержки каменного строительства
в крупнейших монастырях была заложена еще Василием III. Победа на соборе 1503
г. «осифлянского» взгляда на роль и функции
монастырей привела в первой половине XVI в. к росту монастырских землевладений
и прочего имущества и увеличению общего количества монашеских обителей,
особенно в центральных и северных уездах России. Именно в «стяжательской» части
монастырского духовенства в лице Иосифа Волоцкого и его единомышленников, по
мнению А.В. Карташева и ряда других историков
церкви, нашли опору своим властным притязаниям на единодержавие великие князья
Иван III и Василий III [5]. При последнем из них и благодаря вкладам
великокняжеской семьи во многих русских монастырях, как уже существовавших
ранее, так и вновь основанных, строятся каменные соборы. Большая часть из этих
сооружений не сохранилась или была перестроена в грозненское время. Из дошедших
до нас к наиболее значительным постройкам своего времени принадлежат соборы
Рождественского монастыря в Москве 1505 г., Спасского в Ярославле 1506-1516 гг.,
Покровского в Суздале 1510-1514 гг., Хутынского в
Новгороде 1515 г., Иконы Смоленской Богоматери Новодевичьего в Москве 1525
г. Масштаб и высокое архитектурное
качество этих сооружений позволяют судить о том, что государственная власть в
лице великих князей, с одной стороны, пыталась вполне рационально отстаивать
прерогативу светских вотчинников на владение землей и прочей крупной
собственностью, а, с другой, подвала
своим подданным пример совершенно иррационального благочестия, щедро жертвуя
монастырям огромные средства, которые даже не всегда строго фиксировались в
монастырской документации (о чем свидетельствует 75 гл. Стоглава). Вероятно,
следует согласиться с мнением А.В. Карташева,
что в парадигме Православного Царства рубежа XV-XVI вв. «обобщенные инстинкты
национально-государственного опыта продолжали культивировать монашество
народно-бытовое, земельное, хозяйственное», и в рамках этого процесса
«закреплялся, замедлялся средневековый, теократический период в истории русской
церкви и у русского народа вообще»[6]. Торможение доводов разума инстинктивными
побуждениями традиционной веры даже у властей предержащих привели к тому, что благотворительность
государства в пользу церкви сохраняла свой иррациональный характер еще на протяжении
полутора столетий. Это, вероятно, послужило одной из причин негативного
восприятия массовым сознанием предельно прагматического отношения государства к
церкви в правление Петра I как отступления от православной веры и едва ли не
начала «последних времен» перед Антихристовым
пришествием.
Сопоставление данных официальных документов времени
Ивана Грозного и его же храмоздательной практики дает
нам парадоксальную картину взаимоотношений царской власти и церкви. Материалы
Стоглавого собора показывают, как
молодой царь усиленно проталкивал через утверждение церковными иерархами нормы,
ограничивающие право монастырей на владение и распоряжение землей и другим
ценным имуществом, переданным им вкладчикам, а также умеряющие желания «боголюбцев», подогреваемые самыми различными мотивами,
неразумно тратиться на строительство новых, зачастую просто лишних, не
обеспеченных ни клиром, ни прихожанами, храмов. Стремясь положить предел
алчности и корыстолюбию монастырской верхушки, которая тогда в своей
хозяйственной деятельности составляла сильнейшую конкуренцию светским
землевладельцам, Иван IV запрещает просить у государя больше, чем он сам
считает нужным дать церкви, сообразуясь не только с заботой о спасении
собственной души, но и с мирскими интересами власти [7]. Вероятно, поэтому земельным вкладам сам царь
предпочитал дачу средств на строительство храмов и других монастырских
сооружений, а также делал подарки в церкви и монастыри иконами и предметами
богослужебного обихода. Именно в период правления Ивана Грозного было построено большинство каменных
монастырских соборов в прославленных обителях, а многие монастыри обнесены
каменными стенами. До сих пор в науке нет однозначного ответа на вопрос, какими
причинами был обусловлен такой строительный размах. Вряд ли дело объяснялось желанием
обеспечить страну каменными крепостями, хотя, как показало Смутное время, монастырские стены и башни вполне успешно
могли служить военными укреплениями в целях защиты их братии и окрестного
населения от врага [8]. Но, скорее, монастыри играли роль твердынь православия,
и их фортификации имели не только практическое, оборонное, но и символическое
значение, отделяя праведническое монашеское бытие от греховных соблазнов мира.
Двоякость целей каменного монастырского строительства в середине XVI в., думается,
подчеркивает и не менее интенсивное одновременное строительство каменных храмов
в городах и царских вотчинах, осуществлявшееся на государственные средства.
Анализируя перечень храмовых построек XVI в., можно
обнаружить следующую закономерность, которую трудно проследить для более
раннего времени, ввиду отсутствия источников: большая часть каменных храмов,
видимо, строилась на царские вклады «по обещанию» в монастырях, входивших в
обычный паломнический маршрут семьи государя, и заменяла собой уже существовавшие
деревянные здания, но значительное количество церквей носило еще и мемориальный
характер и было возведено в связи с какими-либо историческими для правящей
династии событиями. Эта традиция просматривается еще в конце правления Василия
III. Сразу два заметных памятника церковного зодчества, построенные в одно
время (1530-1532): церковь Вознесения в Коломенском и Троицкий собор Данилова
монастыря в Переславле-Залесском, обязаны своим появлением рождению
великокняжеского наследника Ивана Васильевича [9]. Церковь Иоанна Предтечи в
великокняжеском селе Дьякове под Москвой связана уже
с венчанием Ивана IV на царство в 1547 г.[10] Федоровский собор 1557 г.
одноименного монастыря в Переславле-Залесском отмечает рождение царевича Федора
Иоанновича [11]. А самая поздняя церковная постройка грозненского времени – переславская церковь Петра Митрополита 1584 г., напротив,
по нашему мнению, может считаться памятником трагической кончины наследника
русского престола Ивана Ивановича [12].
Наибольшее число из известных ныне мемориальных храмов
времени правления Ивана Грозного связано с крупнейшей военной победой этого
царствования – взятием Казани. Самый
знаменитый из них – Покровский собор на Рву в Москве. Целый ряд других памятников
был возведен в важнейших пунктах Казанского похода и отражает два основных
маршрута движения войск от Коломны, где собиралась рать: через Муром (Иван IV)
и через Рязань (Андрей Курбский). Историки архитектуры отождествляют с памятью
о походе на Казань в 1552 г. построенные в середине XVI в. церкви Успения Брусненского монастыря в Коломне [13], Николы Долгошеи в
Рязани [14], Алексеевскую в Солотченском монастыре
под Рязанью [15], Козьмы и Дамиана в Муроме [16]], храм в Балахне
[17]. В память о погибших при «Казанском взятии» воинах была построена Никитская церковь в с. Елизарове Переславль-Залесского
уезда - вотчине одного из участников похода, сподвижника и будущего опричника
Ивана Грозного боярина А.Д. Басманова [18].
Строительство культовых сооружений и до этого нередко
связывалось со знаковыми для государственной власти историческими событиями
[19]. Но такого распространения идеи мемориализации
недавнего деяния ранее не наблюдалось. Недаром историки архитектуры именно с
серединой XVI в. связывают окончательное формирование на русской почве
шатрового архитектурного типа православного храма, как полагают, специально
предназначенного для обозначения мемориальной функции церкви-памятника [20]. А
Г.К. Вагнер, в рамках своей гипотезы о наличии в русском средневековом
искусстве и архитектуре своеобразной жанровой структуры, даже выделял особый
жанр «мемориальной архитектуры» [21].
С темой мемории был связан и
знаменитый, хоть и не сохранившийся, пятишатровый
Борисоглебский собор 1551 г. в Старице – удельной столице Владимира Андреевича
Старицкого, двоюродного брата царя
Ивана IV. Он был построен удельным
князем, согласно храмозданной надписи, «родителем на
поминовение и в память прочим родом» [22]. Вероятно, с целью увековечения
памяти древних родов строились в этот период и другие шатровые церкви в
частновладельческих вотчинах.
Необходимость такого поминания была вызвана, с одной стороны,
приближающимся сакральным временем Конца Света, а, с другой, реалиями опричной
действительности. Например, датируемая серединой – второй половиной XVI в.
шатровая церковь Воскресения в с. Городня –
вотчине бояр Шереметевых, была построена в тот период, когда этот
старомосковский род подвергся опале, но затем большинство его представителей
благодаря «милости» царя избежали смертной казни, отделавшись пытками и унижениями
[23]. Возможно, поминанием предков и родичей посредством дачи вкладов в церковь
и строительства мемориальных храмов старые боярские роды стремились не только
обеспечить себе вечное спасение в Царствии небесном, но и получить надежду на
высшую защиту от произвола земного царя.
Семейный и личностный аспект защитительной функция традиционного
благочестия в форме храмоздательной деятельности,
которая теперь сосредоточивалась на
спасении не всего православного люда вообще, а конкретного рода или даже отдельного
человека, вероятно, начал осознаваться именно в это время. Об этом и
свидетельствует практика строительства храмов в боярских вотчинах.
Строительство нового храма в монастыре на средства
опального боярского рода, очевидно, также использовалось в целях посмертного
поминания и посмертного «прощения» на небесах жертв царского гнева. Так,
Р.Г. Скрынников со ссылкой на Послания Ивана Грозного сообщает, что царь
был очень недоволен братией Кирилло-Белозерского монастыря, позволившей
возвести церковь над могилой похороненного в обители «изменника» Владимира
Воротынского. Процитируем и мы это место из источника: «Ино
над Воротынским церковь, а над чудотворцем (Кириллом Белозерским – Л.С.) нет… И
на страшном Спасове судищи
Воротынской да Шереметьев выше станут: потому Воротынской церковию,
а Шереметев законом, что их Кирилова крепче» [24]. Поэтому Иван IV строго
запретил хоронить в семейном склепе в Кириллове другого представителя рода
Воротынских Михаила, и родственники погребли его в Кашине [25].
Была у царского недовольства, как выясняется, и еще
одна причина – нарушение государевой прерогативы надгробного храмоздательства.
По мнению Ивана IV, строительство княгиней Воротынской мемориальной церкви над
могилой ее мужа «…яко гордыни есть и величания образ, еже подобно царстей власти церковию и
гробницею и покровом почитатися» [26]. Иван Грозный
недвусмысленно указывает в Послании, что такая гордыня и высокомерие, когда
холоп позволяет себе использовать царские формы благочестия, «не токмо души не пособь, но и пагуба, души бо
пособие бывает от всякого смирения» [27].
В годуновское время
строительство каменных храмов было связано, преимущественно, с царской семьей и
ее ближайшим родственным окружением. Представители других знатных родов, не
проявляли своего благочестия в такой форме с той же интенсивностью, как в
предыдущий период, вероятно, и по причине ограниченности материальных
возможностей, и ввиду отсутствия острой необходимости религиозного порядка в
связи с заметным ослаблением репрессивной деятельности государства по отношению
к своим подданным. Но в горнем покровительстве теперь серьезно нуждалась новая
царская династия. И, если великолепная
шатровая церковь Благовещения 1592 г. в фамильной вотчине Годуновых
с. Красном под Костромой задумывалась, скорее всего, как родовая
усыпальница и благодарственный храм семьи, возвысившейся благодаря браку Ирины
Годуновой с царем Федором Ивановичем и получившей формальные права на престол
после трагической гибели в 1591 г. царевича Дмитрия Ивановича, то все последующие
годуновские постройки (кроме, конечно, традиционных
монастырских соборов в Донском, Троицком Болдинском, Пафнутьево-Боровском
и др. монастырях, возводившихся на вклады царской семьи) выполняли задачу
репрезентации власти нового государя Бориса Федоровича.
В архитектурно-художественном отношении годуновские храмы принято выделять как особое направление в
развитии древнерусского зодчества [28]. Но в идеологическом плане, на наш
взгляд, они продолжают и развивают линию официального храмоздательства грозненского
времени, ориентированную на прославление царской власти, владеющей крупнейшим
православным государством, и ее военных побед. Церковное утверждение торжества
православного царства снова актуализировалось в связи с учреждением в 1589 г.
усилиями правительства тогда еще царского зятя Бориса Годунова российского
патриаршества.
Парадные храмовые постройки Бориса Годунова не
уступали ни размерами, ни изощренностью архитектурных форм храмам, возведенным
в ознаменовании важнейших событий в царствование Ивана Грозного. Троицкая
(Преображенская) церковь в с. Большие Вяземы под
Москвой с ее отдельно стоящей трехпролетной
двухъярусной звонницей достойно украшала загородную резиденцию нового
государя. Церковь Владычного монастыря в
Серпухове 1599 г. была построена в ознаменование пребывания здесь годуновской рати во время похода на крымских татар и должна
была вызывать у современников ассоциации с победами Ивана Грозного над
Казанским и Астраханским ханствами [29].
Вершинами годуновского
храмоздательства были не дошедшая до нас шатровая церковь Бориса и Глеба в
личном замке Бориса Годунова – Борисовом городке близ Можайска (1598-1603) и
недостроенный по причине экономического и политического кризиса и смерти
государя грандиозный собор «Святая Святых» в Московском Кремле, повторявший
функциональные формы храма Гроба Господня в Иерусалиме.
История строительства «Святая Святых» и роль
иерусалимского образца в храмоздательной практике
второй половины XVI – начала XVII в. достаточно подробно исследованы
А.Л. Баталовым. И мы не имеем оснований не соглашаться с его выводами о
том, что замысел этого храма был связан с утверждением образа вселенского
христианского монарха, впервые в истории России венчанного на царство одним из
пяти патриархов христианской церкви и подобному византийским императорам [30].
Несколько сложнее, на наш взгляд, установить причину
строительства предположительно в 1598 г. (год венчания Бориса Годунова на
царство) сразу двух Троицких храмов в подмосковных царских селах – Больших Вяземах и Хорошеве [31].
Толкование догмата о Святой Троице в русской религиозной культуре позднего
Средневековья принадлежит Иосифу Волоцкому, который вынужден был обсуждать эту
сложную богословскую проблему в полемике с новгородско-московской ересью жидовствующих [32]. Торжество точки зрения Иосифа, ставшей
и точкой зрения официальной церкви, привело к дальнейшему распространению
культа Троицы. Идея покровительства Троицы всему православному люду и, в
особенности, царской власти последовательно утверждалась русской книжностью XVI
в. Образ Троицы и образ Великого Государя православного царства соединены и в
сложной архитектуре Храма Василия Блаженного (Троицкого-Покровского
собора) в Москве [33], и в надписи в основании главы храма-колокольни Ивана
Великого, надстроенной при Борисе Годунове: «Изволением святыя
Троицы повелением Великого Государя царя и великого князя Бориса Федоровича
всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича и
великого князя Федора Борисовича всея Русии храм
совершен и позлащен во второе лето государства их 108» [34].
Строительство храма – дома Святой Троицы в этих
условиях мыслилось как долг благочестия государя. Но сюжет о явлении Троицы
праотцу Аврааму имел не только символико-догматическое, но и
«историко-антропологическое» содержание. Гостеприимство Авраама связано с
благой вестью о рождении у него потомства и долгой жизни его рода. И эта
сторона библейского предания была для царствующих домов Русского государства
XVI в. не менее важной, так как в течение столетия несколько раз возникали
проблемы с передачей власти по наследству, а династия Рюриковичей оказалась
прерванной. Напомним, что великий князь Василий III отметил рождение
долгожданного наследника Ивана Васильевича в том числе и строительством
каменного Троицкого собора в Даниловом
монастыре Переславля-Залесского – обители крестного отца новорожденного -
игумена Даниила (будущего Преподобного Даниила Переславского).
До этого главным монастырским храмом была Всехсвятская
церковь, да и сам монастырь, похоже, получил свое нынешнее название Троицкий не
без участия своего основного вкладчика – великого московского князя [35].
Первоначальное посвящение строившегося у стен Кремля храма Василия Блаженного
Троице, думается, тоже можно связать не только с укреплением православного царства
после осуществленного «под божьим покровительством» взятия Казани, но и с
благополучным для царской династии разрешением мартовского кризиса
1553 г., когда в случае смерти тяжело больного царя Ивана IV власть могла
перейти к роду князей Старицких. Борис Годунов, переживший смерть троих сыновей
Ивана Грозного и сам имевший только одного потомка мужского пола, всячески стремился любыми путями обеспечить
дальнейшее продолжение своего рода и закрепление за ним прав на власть в
государстве, в том числе и через династический брак царевны Ксении с
представителем одного из авторитетных в Европе и России владетельных домов.
Молитвы Святой Троице, возносившиеся в посвященных ей новых храмах личных
царских вотчин, вероятно, должны были, с точки зрения людей того времени,
способствовать этому. В свою очередь, постигшее династию в начале XVII в.
крушение матримониальных планов могло еще более утвердить общество во мнении,
что «неприрожденный» государь и его отпрыски не могут
рассчитывать на божье покровительство, и никакие подвиги традиционного
благочестия в этом случае недейственны.
Царское храмоздательство времени Бориса Годунова
снова, как и в эпоху Ивана Грозного, оказалось связано с решением
государственных и общецерковных идеологических задач,
еще раз в зримых архитектурных образах закрепляя мысль о торжестве
православного царства и первенствующей роли в этом процессе власти самодержца,
а также преемственности этой власти в рамках одного царствующего рода. Храмовое
строительство XVI – первых лет XVII вв. демонстрирует, что в соответствии с
решениями церковных соборов, публичное выражение мнения по поводу церковной
догматики и воплощение в камне актуальных государственно-церковных идеалов было
прерогативой царской власти. Храмоздательные
инициативы самодержца несмотря на их
необычность и даже иногда некоторую эксцентричность, как это было в случае с
храмами Василия Блаженного и «Святая Святых», когда архитектура явно вышла за
рамки сложившегося в предыдущие столетия религиозно-эстетического канона, не
вызывали особых возражений со стороны верхушки церковной иерархии. Возможно,
этому способствовало не только заметное усиление государственной власти, но и
новое осознание высшим церковным и
светским слоем населения России православия как национальной веры и первенствующей
роли Российского государства в православном мире, когда стало можно не
оглядываться постоянно на заимствованную из Византии культурную традицию, а
изменять ее в целях продвижения актуальных идей государственного и церковного
строительства. Исследование государственной храмоздательной
практики этого времени обнажает противоречие, существовавшее между
декларируемой в официальных документах ориентацией на «старину», на сохранение
некоей «древлей» российской традиции и новаторской по
существу архитектурной практикой, ориентированной скорее на европейские и восточнохристианские образцы и призванной зримо обозначить
новую политическую и духовную реальность Российского царства.
В этих условиях рядовому населению России
предоставлялась возможность проявлять свое религиозное рвение в данной сфере
благочестия в более традиционной форме: поновлять старые монастырские и
посадские храмы, строить небольшие новые церкви в родовых вотчинах или
городских приходах. Сохранившиеся или упоминаемые в письменных источниках приходские
и вотчинные храмы этого времени свидетельствуют, что, в отличие от построек
общегосударственного значения, они никогда не имели символико-догматического
посвящения. Их престолы, как правило, освящались в честь двунадесятых
праздников и особо почитаемых святых, либо святых тезоименитых ктитору и
донаторам церкви. В рядовом храмоздательстве происходило определенной снижение
веры, ее адаптация к духовных нуждам и религиозным чувствам не искушенного в
высоком богословии обычного прихожанина.
В XVII столетии, после окончания Смуты, по мнению
большинства исследователей этой эпохи, происходят серьезные изменения
менталитета населения Русского государства. Этот процесс был связан с ростом
самосознания русского человека по завершении гражданской войны и преодоления
последствий внутриполитического кризиса в стране и иноземной интервенции.
Ключевое, с точки зрения современников и потомков, событие Смуты – поход
ополчения Минина и Пожарского на Москву в 1612 г. было отмечено уже
ставшим традиционным к тому времени способом - строительством нескольких
мемориальных храмов, в том числе Казанского собора на Красной площади.
Казанский собор был построен по указу царя Михаила
Федоровича в 1625 г. у входа на Никольскую улицу Китай-города с Красной
площади. Храм предназначался для списка иконы Казанской Богородицы, который
сопровождал ополчения Минина и Пожарского на всем пути его следования от
Нижнего Новгорода до Москвы. С
1613 г. дважды в год – 8 июля (день обретения чудотворной иконы в Казани)
и 22 октября (день вступления ополчения в Москву) – проводились крестные ходы
из Успенского собора Кремля к домовому храму Д.М. Пожарского - церкви
Введения Богородицы на Лубянке, а с 1625 г. к Казанскому собору. 22
октября процессия двигалась и по крепостным стенам Китай-города и Белого города
в память о воинских подвигах ополченцев [36].
Первоначальное здание Казанского собора 1625 г.
сильно пострадало во время пожара 1626 г. и было восстановлено в
1630-1635 гг. зодчим Абросимом Максимовым [37].
Средства на строительство и восстановление храма поступили от царя, князя
Пожарского и других участников событий 1612-1613 гг. Основные ктиторы
собора присутствовали и на его освящении патриархом Иосифом 15 октября 1636 г.
[38]
По своим архитектурным формам Казанский собор
принадлежит к числу первых «огненных» храмов Москвы. Так называли церкви,
основной объем которых был увенчан горкой заостренных кокошников. После
строительства собора «огненный» тип получил распространение в Москве, где этот
храм служил образцом, в том числе и для приходских церквей [39]. В свою
очередь, по мнению архитектуроведов, зодчий
Казанского собора ориентировался на церковь Всех Святых на Кулишках,
перестроенную из более древнего храма еще до начала Смутного времени и
служившую памятником победы в Куликовской битве [40]. Заметим, что перекличка
событий 1380 и 1612 гг. в XVII в. фигурировала и в литературе, и в
изобразительном искусстве (наиболее ярким примером является редактированный в
начале XVII в. текст Жития Сергия Радонежского и связанные с ним житийные
иконы святого). В условиях первых
десятилетий XVII в., когда происходило восстановление страны после Смуты и
утверждение новой царской династии, обращение к истории борьбы с татарами и
соперничества московских князей за право на великое княжение, очевидно, было
весьма актуальным.
Вероятно, при восстановлении здания Казанского собора
после пожара 1626 г. слева к нему был пристроен придел Аверкия
Иерапольского [41]. День памяти этого святого приходится на 22 октября и
совпадает с празднованием освобождения Москвы от поляков. Но у царя новой
династии Михаила Федоровича Романова могли быть и свои, семейные, причины
поминать раннехристианского святителя. Некоторые
события Жития равноапостольного епископа Иерапольского Аверкия,
скончавшегося в 163 г., удивительным образом совпадают с биографией отца
царя Михаила – патриарха Филарета. Аверкий по
принуждению императора Марка Аврелия совершил далекое
для него путешествие в Рим, и только после совершения чуда освобождения
императорской дочери от мучивших ее бесов смог вернуться не родину [42].
Филарет Романов также провел многие годы в вынужденном плену у польских
католиков-«рымлян», чудом, как тогда казалось,
остался жив и вернулся в Москву только в июне 1619 г. Об особом отношении самого патриарха и его
царственного сына к Аверкию Иерапольскому
свидетельствует посвящение этому святому, наряду с тезоименитым главе русской
церкви святому Федору Студиту, придела в церкви
Смоленской Богоматери (Федоровской Богородицы) за Никитскими
воротами в Москве (ныне церковь Федора Студита у Никитских ворот), которая была поставлена в
1626-1627 гг. как соборный храм мужского Федоровского монастыря,
основанного в те же годы Филаретом (в миру - Федором Никитичем Романовым) для
содержания престарелых слуг его патриаршего двора. Под монастырь царским указом
было отведено «порозжее место жильца Петра Гурьева»
[43].
Одним из самых усердных храмоздателей этого времени,
как и следовало ожидать, оказался герой – освободитель столицы князь
Д.И. Пожарский. Свидетельствами мемориальной направленности его
благочестия являются сохранившиеся до нашего времени крупные постройки:
Покровская церковь в московском Медведково 1634-1635
гг. и Спасо-Преображенский храм в селе Пурех под
Нижним Новгородом, заложенный самим Дмитрием Пожарским в 1620-е гг., и завершенный
его сыном Иваном в 1647 г. [44].
А подвиг, выступившего с инициативой сбора ополчения и
похода на Москву нижегородского населения был увековечен строительством в
1631 г. Михаило-Архангельского собора в кремле
Нижнего Новгорода [45]. Собор построен
на месте развалин одноименной дворцовой церкви нижегородских удельных князей, в
основном на средства нижегородцев, местными зодчими Лаврентием и Антипой Возоулиными и имеет
характерную для храмов-памятников шатровую форму перекрытия. Вероятно,
возобновление главного храма бывшего удельного княжества должно было
подчеркнуть перед новой властью значение и определенную самостоятельность
Нижнего Новгорода и его жителей, сохранивших волю к независимому от Москвы
политическому действию даже спустя несколько десятилетий после победы
централизованного государства над удельным устройством страны и подавления духа
удельных вольностей.
Строительство и посвящение перечисленных выше храмов
еще теснейшим образом связано с традициями мемориального храмового
строительства предшествовавшего времени и его государственной символикой. Они
отмечали участие верхушки нижегородского населения и одного из представителей
московской знати в освобождении столицы государства и преображении страны,
связанном с возведением на престол новой царской династии, что было бы
невозможно без покровительства со стороны Христа, Богородицы и предводителя
небесного воинства Архангела Михаила.
Такая модель проявления благочестия вполне вписывалась
в культурный контекст первых десятилетий после окончания Смуты (1620-е – 1630-е
гг.), когда усилия властей и населения были направлены, в основном, на
восстановление прежнего порядка в стране, в том числе на возвращение
утраченного благолепия пострадавших во время
военных конфликтов древних монастырей и храмов в центре и на севере
России. Но в храмоздательном благочестии этого
времени появляется и новая тенденция – все более заметной становится роль
представителей купечества и торгово-ремесленного населения городов, чья
благотворительность в пользу церкви не уступит в XVII в. боярской, а нередко и
будет превосходить ее.
Источниковедческое исследование памятников архитектуры
XVI – первых десятилетий XVII в. позволяет выделить некоторые важные черты
позднесредневекового православного благочестия, проявленные в храмоздательной деятельности властей и населения.
Храмоздательство того времени имело преимущественно мемориальный характер,
отмечая важные события государственного значения. Государство же в лице
представителей царской семьи и ее ближайшего окружения задавало образцы веры
всему остальному населению, определяя религиозные приоритеты. Все, что выходило
за рамки официальной государственнической парадигмы православия, не поощрялось.
Рядовых верующие, не принадлежавшие к аристократической знати и властным кругам,
могли проявить свое благочестие в форме храмоздательства только присоединившись
к каким-либо масштабным мемориальным «проектам», предлагаемых государством или
отдельными личностями, чьи заслуги перед царской династией позволяли иметь
право храмозданной инициативы. В основном же, рядовой
верующих должен был ограничивать себя участием в ремонтах и украшениях уже
существующих храмов. В дальнейшем, на фоне государственных и религиозных реформ
середины – второй половины XVII в. в храмоздательстве появятся иные «нововременные» тенденции осмысления государственного и
личного благочестия, связанные с постепенной индивидуализацией веры и
религиозных практик.
Примечания
1.
Бусева-Давыдова И.Л. О так называемом запрете
шатровых храмов патриархом Никоном // Патриарх Никон и его время. М.,2004.
С.320.
2.
Баталов А.Л., Вятчанина Т.Н. Об идейном значении и
интерпретации иерусалимского образца в русской архитектуре XVI-XVII вв. // АН.
М.,1988. Вып.36. С.22-32. Там же приведена обширная библиография вопроса.
3.
Баталов А.Л. Гроб Господень в замысле «Святая Святых» Бориса Годунова //
Иерусалим в русской культуре. М.,1994. С.154-173.
4.
Бусева-Давыдова И.Л. Об идейном замысле «Нового
Иерусалима» патриарха Никона // Иерусалим в русской культуре. М.,1994.
С.174-181.
5.
Карташев А.В. Очерки истории русской церкви. М.,1993.
Т.1. С.409.
6.
Там же. С.414.
7.
Российское законодательство X-XX веков. М.,1985. Т.2. С.353.
8.
Строительство каменных монастырских укреплений и каменных кремлей в русских
городах, прерванное во время Ливонской войны, было продолжено при Федоре
Иоанновиче и Борисе Годунове. Начиная с середины и до конца XVI в. каменные
стены получили такие крупные монастыри, как Троице-Сергиев (1540-1550),
Борисоглебский под Ростовом (1545), Иосифо-Волоколамский
(1553-1565), Никитский в Переславле-Залесском
(1561-1564), Кирилло-Белозерский (1523-1600), Соловецкий (1584-1594).
Одновременно каменные крепости были построены в Можайске (1541), Серпухове
(1556), Казани (1555), Астрахани (1582-1589), Смоленске (1596-1600) и Белый город
в Москве (1585-1591).
9.
М.А. Ильин писал, что строительство Вознесенской церкви было отмечено великим
князем Василием III и митрополитом Даниилом трехдневными торжествами и пирами
(Ильин М.А. Шатровое зодчество XVI в. // История русского искусства. М.,1955.
Т.3. С.430). Даниил Переславский, в обители которого
великий князь построил Троицкий собор, был крестным отцом наследника
московского престола (Сукина Л.Б. Троицкий собор Данилова монастыря и Троичный
культ в Переславле-Залесском // Троицкие
чтения 2001-2002. Сб. материалов научных конференций. Большие Вяземы, 2003. С.188-194).
10.
Некрасов А.И. Очерки по истории древнерусского зодчества XI-XVII вв. М.,1936.
С.258.
11.
Смирнов М.И. Переславль-Залесский. Исторический очерк. Переславль-Залесский,
1996. С.137-138.
12.
Сукина Л.Б. Еще раз о дате строительства церкви Петра Митрополита в
Переславле-Залесском: опыт историко-культурной интерпретации причин
«обновления» храма // История и культура Ростовской земли. 1999. Ростов, 2000.
С.169-173.
13.
Вагнер Г.К. Искусство мыслить в камне (опыт функциональной типологии памятников
древнерусской архитектуры). М.,1990. С.179.
14.
Там же. С.179-180.
15.
Там же. С.179.
16.
Вагнер Г.К. К характеристике рязанских памятников шатрового зодчества XVI в. //
Краткие сообщения института истории материальной культуры. 1958. Вып.71. С.25;
Воронин Н.Н. К истории русского зодчества XVI в. // Сборник I бюро аспирантов
ГАИМК. Л.,1929. С.90-92.
17.
Агафонов С.Л. Шатровая церковь 1552 г. в Балахне //
Советская археология. 1966. № 3. С.259.
18.
Сукина Л.Б. Никитская церковь в селе Елизарово - памятник «Казанского взятия» // «Pro memoria». Материалы
международной конференции. Курск, 2005 (в печати).
19.
См., например: Борисов Н.С. К изучению датированных летописных известий XIV-XV
веков // История СССР. 1983. № 4. С.127.
20.
Раппопорт П.А. Русское шатровое зодчество конца XVI
в. // Материалы и исследования по археологии СССР. 1949. № 12. Т. II.
С.238-301; Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины
XVI века. М.,1980.
21.
Вагнер Г.К. Проблема жанров в архитектуре Древней Руси // АН. М.,1988. Вып.36.
С.18-20; Он же. Искусство мыслить в камне. С.176-183.
22.
Юрганов А.Л. Отражение политической борьбы в
памятнике архитектуры (Борисоглебский собор в Старице) // Генезис и развитие феодализма
в России. Л.,1987. С.181.
23.
Скрынников Р.Г. Царство террора. СПб.,1992. С.176-177; 433; 476.
24.
Послания Ивана Грозного / Подг. текста
Д.С. Лихачева и Я.С. Лурье. М.; Л., 1951. С.173.
25.
Скрынников Р.Г. Царство террора. С.476-477; Никольский Н.К. Когда было написано
обличительное послание в Кирилло-Белозерский монастырь // Христианское чтение.
1907. С.5.
26.
Послания Ивана Грозного / Подг. текста
Д.С. Лихачева и Я.С. Лурье. М.; Л., 1951. С.173.
27.
Там же.
28.
Раппопорт П.А. Русское шатровое зодчество конца XVI
в.; Вагнер Г.К. Искусство мыслить в камне. С.176-195.
29.
Ильин М.А. Архитектура // Очерки русской культуры XVI века. М.,1977. Ч.2.
Духовная культура. С.301.
30.
Баталов А.Л. Гроб Господень в замысле «Святая Святых» Бориса Годунова.
31.
Их историко-архитектурный анализ см.: Ильин М.А. Архитектура // Очерки русской
культуры XVI века. М.,1977. Ч.2. Духовная культура. С.298-300.
32.
См., например: Преподобный Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу. М.,1994.
С.112-135.
33.
Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного в Москве.
М.,1988. Текст. С.203-208.
34.
Цит. по: Ильин М.А. Архитектура. С.302.
35.
Подробнее см.: Сукина Л.Б. Троицкий собор Данилова монастыря и Троичный культ в
Переславле-Залесском // Троицкие чтения 2001-2002 гг.: Сборник материалов научных
конференций. Большие Вяземы, 2003. С. 188-194; Она
же. Троице-Сергиева лавра и Троицкий Данилов монастырь в Переславле-Залесском
// Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы
III Международной конференции. Сергиев Посад, 2004. С. 7-19.
36.
Строев П. Выходы государей. М.,1844. С. 4; 22; 387; 407; 428.
37.
Сперанский А.Н. Очерки по истории приказа Каменных дел Московского государства.
М.,1930. С.134.
38.
Строев П. Выходы государей. С.41.
39.
Кудрявцев М.П., Мокеев Г. Я. О типичном русском храме
XVII века // АН. 1981. № 29. С.78-79.
40.
Журин О.И., Мокеев Г.Я.
Казанский собор на Красной площади Москвы в реставрации П.Д Барановского
// АН. № 36. М.,1988. С.223.
41.
Там же. С.222.
42.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб., б/г. Т.I.
Стлб.29.
43.
Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М.,1989. С.249.
44.
Гуляницкий Н.Ф. Памятники отчизне
Д.М. Пожарского // Строительство и архитектура Москвы. 1980. № 8.
С.25-30; Он же. Освободительные идеи
Руси в образцах памятников архитектуры XVI – первой половины XVII в. //
АН. 1984. № 32. С.32-46; Савельева О.К. Постройка Д.М. Пожарского в Пурехе // АН. 1988. № 36. С. 227-232.
45.
Агафонов С.Л. Горький. Балахна. Макарьев. М.,1969.
С.121.