Синявская
Н.М.
На
Пути к
Граду Небесному (на материале апокрифа «Хождение Агапия в рай»)
Каждая религия обладает
эзотерической и экзотерической традициями.
Евангелие и Апокалипсис св.Иоанна
– письменное свидетельство тех эзотерических знаний в христианском учении, что
были явлены миру через избранного ученика.
Посвященческая Традиция рассматривает символические образы Откровения как условные обозначения тех
элементов и процессов внутренней и космической жизни, которые являют собой путь
к Граду Небесному.
В этом ключе образ Нового
Иерусалима предполагает несколько трактовок:
1) Посвященческий центр
духовного «пакибытия» ( Рай Небесный,
Царствие Небесное);
2) Земная Твердыня Царствия как
материальная проекция духовной реалии (Рай земной, Святая Земля);
3) человек, достигший Царствия
внутри себя;
4) обновленный социум как модель
совершенной жизни.
Новый Иерусалим как символ
человека, совершившего работу над собственной материей по ее преображению, является центральной
темой апокрифического «Хождения Агапия в рай».
Довольно рано вошедший в
древнерусскую литературу (Успенский сборник ХII-XIII вв.) греческий рассказ неизвестного автора
распространялся в списках вплоть до XIX
столетия. Что же могло способствовать столь широкой популярности “Хождения” в
средневековой Руси?
Причина этого видится прежде всего в актуальности тем,
затронутых в тексте апокрифа: смерть и бессмертие, взаимообусловленность духа и
тела, возможность прижизненного пребывания в
Раю, местонахождение райской обители и т.д..
Достижение Рая само по себе не является изначальной
целью героя. Читатель знакомится с Агапием, когда тот пребывает в поисках
ответа на вопрос, зачем человек “оставляет дом свой и жену, и детей, и род
свой, берет крест и идет следом за Христом, как велит святое евангелие”.
Прочтение текста допускает различные толкование
идейного замысла в зависимости от расшифровки ряда символов, вплетенных в ткань
произведения и выстраивающих сюжетообразующую линию.
Раскодируя символы в духе эзотерического ключа
Посвященческой Традиции, можно найти интересные созвучия текста памятника с
текстом Апокалипсиса.
Новый Иерусалим Откровения – не реальный город, а
символ человека, совершившего работу над собственной телесной материей с
помощью силы своего духа.Все архитектурные элементы города-куба тоже представляют
собой символы.
Например, драгоценные камни в основании города есть
добродетели – истинные основы внутренней жизни, которые человек вырабатывает в
себе в процессе сложной духовной работы по преобразованию грубой материи
низших инстинктов. Ворота из жемчуга –
12 отверстий в теле человека, через которые происходит энергетический
взаимообмен человека и мира; жемчуг же
как символ чистоты указывает на необходимое качество, способное защитить человека от разрушительных воздействий.
Крест является развернутым принципом города-куба . Человек должен взять свой “крест” и
работать с ним, чтобы могло свершится таинство – брак Агнца – соединение духа и
материи, побеждающее смерть.
Такая трактовка позволяет прочитать финал произведения
как действительный ответ на вопрос Агапия: задача человека как воплотившегося
духа преобразовать свою плоть, этот кусочек материи, “земли”, в Святую Землю,
Новый Иерусалим, Царствие Божие.
Пример подобного рода – новая плоть Христа - был явлен
миру и остался как цель, как путь достижения реального бессмертия (“Я есть
путь”).
Древние предания о жизни Иоанна Богослова указывают на
то, что этот путь был проделан и любимым учеником Христа, тело которого исчезло
чудесным образом. По этой причине
церковная традиция ставит имя
Иоанна в один ряд с именами Еноха и
Илии.
На пути к Граду Небесному оказался и Агапий.
Об избранничестве героя свидетельствует многое:
явления ему самого Христа, имя героя, прохождение Агапием посвященческой
инициации под водительством самого Илии( уже имеющего опыт преобразования
плоти) и т.д.
Итогом духовного подвига героя является новое качество
его плоти: тело Агапия становится проводником высших нетварных энергий, в
результате чего герой способен исцелять больных, возвращать к жизни мертвых, а
также быть “словом” Божиим.
В этом можно увидеть ряд параллелей с жизнью автора
Апокалипсиса:
- получение сокровенных знаний в результате
экстатического путешествия “в духе”;
- путешествие во плоти на корабле и спасение
мореплавателей от гибели, оживление мертвых;
- привязанность жителей (Иерусалима и Патмоса) к
своим чудесным целителям;
- уединенное пребывание в пещере для выполнения
поставленной Богом задачи – письменного
свидетельства Откровения;
- завершение земного пребывания как итог
выполнения задачи.
Но есть одно существенное различие, указывающее на
степень завершенности духовной работы с плотью. Тела Христа, Иоанна, Илии,
Еноха не остаются отделенными от духа и не оказываются погребенными. Тело же
Агапия, хотя и являет собой нетленные мощи,
представляет собой другое качество, говорящее о незавершенности работы
по строительству “Града Небесного”. При минувшей жизни Агапий как дух
приблизился к Царствию, но еще не достиг его. Эта работа предстоит ему в
следующих воплощениях (или воплощении).
Ортодоксальное христианство, конечно, не могло
допустить такого прочтения текста.И в среденевековой Руси популярность апокрифа
в церковной среде объяснялась другими причинами:
- душеполезное воздействие на рядового читателя;
- возможность использовать текста “Хождения” в
спорах о рае;
- использование текста для
проповеди строгого пути монашеской аскезы как наиболее прямого пути к
Богу и т.д.
Для мистико-аскетического направления важным было созвучие духовной
работы Агапия практике “внутреннего делания” пещерных затворников подземных
монастырей – неординарнейшего явления христианской культуры.
В целом же следует отметить, что апокрифическое “Хождение Агапия в рай”
отвечало интересам различных групп читателей: как “реалистов”, ограничивающихся
восприятием повествовательной фабулы, так и “идеалистов,” ищущих за
событийно-повествовательным планом смысловые подтексты. Эта многогранность в прочтении и обеспечивала памятнику поразительную
“живучесть” в средневековой духовной культуре.