О.В. Огирко

Вера в жизни христиан

Воспитание молодежи на основе абсолютных ценностей, которыми наполненная христианская культура, несомненно, базируется на вере, универсальном моральном законе человечества – десяти Заповедях Божьих и двух главных заповедях Любви, а также на делах милосердия относительно души и тела ближних, евангельских советах  и блаженствах.

Традиционными в жизни христиан древней Руси были: вера в Бога, в Божье Провидение, кроткий нрав, гостеприимство, трудолюбие, духовный аристократизм (не признавать над собою никакого властелина кроме Господа Бога), гуманное отношение даже к врагам, преобладание духовного над физиологическим в семейной жизни, любовь к своей Родине и народу, свобода, независимость, патриотизм, почет старших, культ отца, матери, высокая нравственность и исповедование 10 Заповедей Божьих [2].

До одних из первых христианско-этических произведений в  Киевской Руси засчитывают труд Владимира Мономаха “Поучение детям” (1117), летописи и патерики Киево-Печерской Лавры XII –XIII ст. Князь Владимир Мономах (1053-1125) писал: молись и уповай на Бога, неутомимо трудись, будь человечным и исполняй дела милосердия [2].

В Киевской Руси князья Владимир Великий и Ярослав Мудрый вводят Номоканоны. Последний заключил кодекс прав “Русская Правда”  – один из первых на востоке Европы, в котором, например, наказание на горло, – чужое украинской культуре, – было заменено денежным наказанием, а это была революция в тогдашней идеологии. Кровавая родовая месть и кровь за преступления вообще, как основа язычества в древней Руси, была со временем запрещена.

Много сделала Церковь Руси для ввода и укрепления самого государственного строя, внеся в его основу, в суд совсем новые (христианские) понятия. Поэтому, глубоко понимая вес Церкви в государстве, тогдашние князья Владимир Великий и Ярослав Мудрый всегда приглашали митрополитов к себе на совещания в государственных делах.

Вера – восприятие за правду того, что Бог объявил, а Церковь прибавила к Объявлению. Вера требует мудрости ума, чтобы проверить, является ли достоверным лицо, которое предлагает правды, и не противоречат ли уму эти предлагаемые правды. Блаженный Августин писал: ”Верю, чтобы понимать и знать, а знаю, чтобы верить”. Вера должна быть общей, крепкой, живой, постоянной. Апостол Яков учил: ”Вера без дел – мертва” (Як.2.20). Веру отрицают неверие, греховность жизни, переоценка собственного ума, безразличие, апостазия (отступничество, отречение веры), ереси (фальшивые науки). С точки зрения психологии правое полушарие головного мозга отвечает за веру, а левая – за обоснование веры, то есть, за теодицею [2].

Веру в Бога и религиозную практику нельзя воспринимать как иллюзии, суеверия. Бог, Объявление, вечная жизнь – это реалии для верующего человека, в том числе для преподавателей религиоведения. Большие религиоведы, да и все большие ученые - это люди веры. Верили в Объявление Бога во всех религиях. Немецкий астроном Кеплер столько раз склонял голову, сколько раз говорил слово Бог. А большой французский микробиолог Пастер, когда умирал, то просил чтобы пришел священник со Святыми Тайнами. Лютеранский епископ Натан Содербьом, например, при смерти сказал: "Бог живет, могу это досказать из истории религии".

Верить - значит уважать что-то, что утверждает достойный веры свидетель за правду. Св. апостол Павел называет веру сильным убеждением в чем-то, чего не видим (Евр.11,1). Много светских наук полагаются лишь на веру: география, история, естественные науки. На вере базируются и судебные приговоры. Студенты верят преподавателю, судья - свидетелям. Так есть и с правдами христианской религии. Здесь вера является необходимой для спасения и веру эту называем христианской верой.

Христианская вера - это посредством Божьей благодати, сильное убеждение в том, что все, что учил Иисус Христос и все, что из Его приказа учит Церковь является правдой. Мы не можем воспринимать христианскую веру органами чувств, или достичь умом. Наша вера мила Богу, поэтому что верим в то, чего не видим и не можем понять. Иисус Христос говорил апостолу Фоме: "Счастливые те, которые, не видя, уверовали" (Ин.20,29).

Христианская вера не исключает собственного, самостоятельного мышления, ибо она полагается не только на ум, но и на волю. "Никто не может верить, когда не хочет" (бл. Августин).

Без веры нет спасения. Еще Моисей не мог без веры ступить на обещанную землю. Иисус Христос говорит: "Кто не верит, будет осужден» (Мр.16,16). Кто здесь не имеет веры, не сможет осматривать другого мира (бл. Августин). Без веры нельзя нравиться Богу (Евр.11,6). Как апостол Петр стал потопать, когда вступило у него сомнение (Мф.14,30), так потопает в вечной смерти тот, кто потерял веру.

Без веры нет дел, которые бы были угодны Богу. Как дерево без кореньев не может выдать плода, так человек без веры не может делать добрых дел, не может праведно жить. Поэтому немудрым является мнение того, кто говорит, что безразлично, в что верить, только бы праведно жить.

Вера приводит нас к спасению, ибо побуждает к добрым делам. Как маяк показывает моряку подводные скалы, так вера делает нас чуткими относительно замыслов злого духа. Св. апостол Павел говорит, что щитом веры можем отбить все огненные стрелы злого духа (Еф.6,16). "Вера твоя спасла тебя", - сказал Христос больной женщине, которая торкнулась Его одежды (Мф.9,22).

Христианская вера - это дар Божий, ибо способность к вере получаем лишь посредством благодати Божьей. "Никто не может прийти ко Мне, когда ему это не будет дано Отцом" (Ин.6,65). Бог дает нам веру уже во время Крещения, поэтому Крещение называется "Тайной веры". Во время Крещения Бог дает нам, вместе с освящающей благодатью, способность к вере, или добродетель веры. Но новоокрещенный не может из той способности пользоваться, доказывать свою веру делами до тех пор, пока не придет к употреблению ума. Грешник получает способность веры через покаяние. Но для этого ему нужно должным образом приготовиться, ибо Бог не уделяет благодати тем, кто не имеет соучастия с Ним.

Бог в первую очередь уделяет благодать христианской веры тем, кто искренне стремится к правде; тем, кто ведет желаемый Богу образ жизни; тем, кто просит Бога правдивой верой.

Кто искренне направляется к правде, тот наверно получит веру, ибо Иисус Христос говорит: "Блаженные голодные и жаждущие справедливости, ибо они насытятся" (Мф.5,6).

Божью благодать получаем благодаря добрым делам. Поэтому Иисус Христос говорил: “Кто будет выполнять Божью волю, тот познает, что его наука есть от Бога” (Ин.7,17).

Вера является данью, которую мы отдаем Богу. Вера является лишней и не дает нам никаких заслуг, когда мы что-то видим собственными глазами, или проникаем умом. Поэтому христианская вера отличается от восприятия органами чувств или умом. Она яснее от них, ибо наши органы чувств, наш ум могут ошибиться, Бог - никогда. Вот почему "верить" - знать наверняка, ибо это сказал Бог.

То есть, мы не можем воспринять христианскую веру органами чувств, или постичь умом. К вере нас побуждает в первую очередь Божья правда. Мы верим в правды, объявленные Богом, ибо знаем, что Бог является правдивым и всегда говорит правду. Он никогда не ошибается и не говорит неправды. События, которыми Бог подтверждает то, что Он действительно говорил является для каждого умного человека самым важным побуждением к вере.

Бог, уделяя людям благодать христианской веры, пользуется либо обычным средством (проповедью), либо чрезвычайным (чудом). Они побуждают нас к вере. Благодаря ним убеждаемся, что эта или другая правда действительно объявлена Богом. Апостолы, которые собственными глазами видели столько чудес Иисуса Христа и были свидетелями выполнения пророчеств Христа и пророков, без колебания восприняли как правду слова Спасителя, сказанные во время Тайной вечери: "Это есть Мое Тело ", "Это есть Моя Кровь". Дар говорить разными языками, полученный Апостолами в день Пятидесятницы, побуждал 3000 людей к принятию христовой веры, а чудо при вратах святыни навернуло 2000 людей. Многочисленные чудеса Апостолов, которыми Бог подтверждал их слова (Мр.16,20), побуждали язычников к принятию христианской религии. Св. апостола Павла побуждало к принятию веры чудо в дороге к Дамаску, а императора Константина сияющий на небе Крест.

К вере нас побуждают также большое количество мучеников за веру, их стойкость, чудесное распространение и утверждение христианской религии, распространение и расцвет Церкви, невзирая на наибольшие преследования. Чрезвычайные средства Бог часто использовал в начале христианства, но временами делает это и теперь.

Некоторые люди никогда не доходят к христианской вере, ибо грешат гордостью и нехваткой доброй воли. Сами убегают от всплывающего на них света веры; не хотят верить, ибо должны были бы изменить свою грешную жизнь. Они больше любят темноту, чем светло (Ин.3,19), следовательно, грешат против Святого Духа, "Ибо каждый, кто делает зло, ненавидит свет, тот и не идет к свету, чтобы не оказались дела его. А кто правду делает - идет к свету, чтобы оказались дела его, содеянные ибо они в Боге" (Ин.3,20-21).

Не дойдет до веры также гордый человек, потому что Бог желая привести кого-то к вере, применяет определенные средства, а это как раз отпугивает гордых людей. Иисус Христос пришел в мир в нужде и нищете, выбрал себе родиной малый и презренный городок Назарет (поэтому и говорили евреи: "А что доброго может быть с Назарета"? (Ин.1,46) и презирали слова Христа. К обладателям мира (римлянам) - послал Бог их подданных – евреев, простых людей, как проповедников Слова Божьего. Так делает Бог и в настоящее время. Он допускает, чтобы Его Церковь, которая голосит правду, преследовали и унижали. Перед мудрыми и проворными прячет Бог Свои тайны (Мф.11,25). Бог противится гордым (1 Пт.5,5).

Однако, одной веры для спасения не достаточно, нужно еще жить согласно с верой и признавать ее не только внутренне, но и наружу. Наша вера должна быть живой, то есть должна порождать добрые дела. Христос говорит: Не "каждый, кто говорит ко мне: Господи, Господи! - войдет в Царствие Небесное, но лишь тот, кто исполняет волю Отца Моего, что на небе" (Мф.7,21). Кто не совершает дела милосердия, будет осужден на страшном суде (Мф.25,41).

Свою веру необходимо также выявлять наружу, ибо "сердцем веруется на оправдание, а устами признается на спасение" (Рим.10,10). Тем, кто не выявляет своей веры, скажет когда-то Господь в день суда: "Истинно говорю вам: Я вас не знаю" (Мф.25,12).

Поэтому абсурдной является мысль, что религия противоречит выводам науки. Как объяснить то, что абсолютное большинство самых знаменитых ученых, которым человечество благодарит самыми важными открытиями: Ньютон, Линней, Коперник были людьми набожными и верующими? Верили ли бы эти знаменитые мужья и были бы набожными, если бы убедились, что наука религии противоречит светской науке. Кроме этого, не следует забывать, что светская наука часто удовлетворяется гипотезами (догадками), которые меняются, как мода, в зависимости от результатов следующих опытов, а на их место приходят новые догадки. Если между религией и наукой и имеется конфликт, то только поэтому, что наука, не понимая учения Церкви, считает, что Церковь учит зачем-то, чего она в действительности не учит. Или наука показывает как факт теорию, которая существует или может не существовать. Открытые Богом истины содержатся в Библии и их представляет Церковь. Мы делаем разумно, когда верим словам Иисуса Христа, ибо Христос - это Сын Божий, Который не может ни ошибаться, ни говорить неправду, а также поэтому, что Иисус Христос подтвердил правду Своих слов Своим воскресением и многочисленными чудесами.

Следовательно, христианская вера является дорогой к небу. Но, к сожалению, не все, в т.ч. и преподаватели, и студенты, идут этой дорогой, много блуждает окольными путями.

Не имеют христианской веры не верные, то есть те, что познали объявленную науку, но отбрасывают ее. Они верят лишь в то, что видят. Такие люди обижают и будут обижать Бога, отказывая Ему даже такой веры, с которой относятся к любому человеку.

Не верят чаще всего те, кому не хватает опыта, кто является слишком гордым, а также те, кто ведет грешную жизнь. Не имеют христианской веры лжеверцы, то есть те, кто упрямо отбрасывает отдельные объявленные правды, кто умышленно сомневается в правдах веры и не заботятся о правде и науке религии.

Люди, что по собственной вине умирают без христианской веры, не получат спасения. Того, кто бесстрашно признает свою веру перед людьми, Бог вознаграждает и на земле, и после смерти. Святой апостол Петр первым среди всех Апостолов признал Божество Иисуса Христа, и за это Спаситель назвал его блаженным и сделал главой апостолов (Мф.16,18).

Тот может надеяться на наибольшую награду в небе, кого преследуют или казнят за веру. Тех, кто отрекается своей веры из страха или стыда, или даже совсем отступает от нее, Иисус Христос предостерегает: “Кто же Меня отречется перед людьми, того и Я отрекусь перед Отцом Моим небесным” (Мф.10,33), “Кто бы стеснялся Меня и Моей науки, того и Сын Человеческий будет стесняться, когда придет в славе Своей и Отца, и святых ангелов” (Лк.9, 26).

Следовательно, вера является источником и ячейкой всей религиозной жизни. Человек должен отвечать на замысел, что осуществляется Богом во времени. Первым отцом всех верующих был Авраам (Рим.4,11). Вершителем веры стал Иисус Христос, Который требует от нас этот дар Божий как наилучше сохранять и защищать.

 

Литература

1.        Святое Письмо Ветхого и Нового Завета.

2.        Огирко О.В. Христианская этика. Издание ЛИ МАУП. – Львов. – 2003.

 

Аннотация

          В работе рассматривается роль веры в жизни христиан Киевской Руси, в жизни отдельного человека и общества. Вера – восприятие за правду того, что Бог объявил, а Церковь прибавила к Объявлению. Вера требует мудрости ума, чтобы проверить является ли достоверным лицо, которое предлагает правды и не противоречат ли уму эти предлагаемые правды.

Annotation

Oleh Ohirko

FAITH IN THE LIFE OF CHRISTIAN

          In the work is considered a Faith role in life of separate man and society. Faith – perception for the True that God declared, and Church has added to Announcement. A Faith requires wisdom of mind to check whether the person offering True is reliable and whether these offered True do not contradict mental.

Hosted by uCoz