Нагевичене В.Я

Позиция православной церкви по формированию брака и семьи в культуре Древней Руси

 

По первоначальной летописи «Повести временных лет» можно сделать вывод, что у язычников существовали неодинаковые формы брака: у полян практиковался привод невесты к жениху вечером, а у древлян продолжала существовать древнейшая форма брака – умычка. Хотя летописец отрицает существование брака у древлян, но сам же сообщает о том, что молодежь на игрищах совещалась между собой, после чего происходила умычка: очевидно, умыкалась та девушка, которая изъявляла на это согласие. Конечно, у древлян, как и у полян, не было христианского брака, т.е. таинства. Но, без сомнения, существовал брак как постоянная связь мужчины и женщины с обязательствами с обеих сторон. У древлян было в обычае многоженство: некоторые имели по две и по три жены, вероятно, это были люди состоятельные[1].

В поучении новгородского владыки Ильи-Иоанна (1165-1185) представлен замечательный по своей полноте перечень различных  форм заключения языческого брака: 1) привод невесты в дом жениха вечером; 2) умычка; 3) наложничество; 4) случайная связь.

Одной из первых забот нового христианского государства была забота об устройстве семьи на христианских началах. В урегулировании брачных отношений была заинтересована и церковь. При принятии христианства князья не придавали значения формам заключения брака. Устав Владимира и Ярослава поручал церкви ведать брачными делами, а семейные дела, связанные с наследственной формой собственности, оставлял в ведении князей.

Например, устав новгородского князя Всеволода Мстиславовича (до 1136 г.) имел статью о долях наследования имущества между детьми от первой, второй, третьей и четвертой жены. Вплоть до XII в. третью и четвертую жен не обижали и выдавали «прелюбодейную часть», эта доля была меньше первых двух, но дети от третьей и четвертой жены считались законными, видимо, учитывалась христианская гуманность, признающая, что дети не виноваты за слабости отца своего.

Митрополит Иоанн (ум. в 1089 г.) обличал тех, кто имел по две или даже по многу жен, отпуская одних и «прилепляясь» к другим; таких митрополит приказывал вразумлять, а если они не исправятся, то их нужно считать чуждыми церкви (Р.И.Б. VI Прав.15). Простые люди жили со своими женами без венчания, полагая, что это нужно только князьям и боярам; свадьбы совершались по-язычески: с плясанием, плесканием и гудением. Таких церковь подвергала епитимье, как блудников (Р.И.Б. VI. Прав. 6, 17, 30. С. 1-20). Новгородский владыка Илья-Иоанн в 1166 г. требовал, чтобы пастыри не допускали сожительства людей без благословения церкви: «венчайте аче и с детьми» (Р.И.Б. VI. Прав. С. 367). В определении Владимирского собора 1274 г. запрещается под угрозой проклятия проводить новгородский обычай – водить невест к воде (Р.И.Б. VI. Прав. 17 С. 99). Митрополит Максим (1283-1306) в своем правиле писал: «Держите жены от святая соборное и апостольское церкви… Аще же их дорожите в блуде, без благословения церковного, то что ти в помощи есть. Но молимся им и нуди их, аще и старыи суть и младыи, да венчаются в церкви» (Р.И.Б. VI. Прав. С. 14).

Итак, в XII и XIII веках бывали случаи, когда русские люди, вероятно, из простонародья, жили, не венчаясь; иногда даже доживали так до старости. Митрополиты приказывали таких людей венчать без учета возраста, молодые они или старые, давно или недавно сожительствуют.

Митрополит Фотий в посланиях новгородцам (в 1410 г.) говорил, что многие еще живут «без благословения поповска понялися», а тех, кто состоит в четвертом браке, необходимо отлучать от причастия. Фотий разрешал три брака в случае, если первые два были бездетными, но третий брак подвергался епитимье с запрещением в течение пяти лет ходить в церковь и причащаться. Он ограничивал раннее вступление в брак: «Девичок менши двунадцати лет, но венчайте как на третьенадесять лето поступит». (Акт Экспед. 1, № 296. См.: Р.И.Б. VI. Прав. С. 270). Церковным уставом запрещалось иметь мужчинам как наложниц и незаконных жен, так  и незаконных мужей женщинам.  (Р.И.Б. VI. Прав. С. 919). Митрополит Фотий в послании к псковичам в 1427 г. запрещал избирать троеженца в церковные старосты, но фактически могли тогда  иметь сразу и три жены, а некоторые имели и до семи. Иона в грамоте отмечал, что некоторые мужчины женаты десятый раз. (Р.И.Б. VI. Столб. 595).

Самое сильное влияние на ход государственных дел имела духовная власть при Михаиле Федоровиче, когда патриархом был Филарет, отец царя. Например, в 1628 г. был закован в цепи боярский сын Нехорошко Семичев, «за его великое воровство и за беззаконное за блудное дело, что он воровал с робами своими с девками многажды блудил и прижил с ними семеро робят, а те девки меж себя двоюродные сестры». После церковного суда в монастыре он выполнял черновую работу. В церковном поучении говорилось: «кроме смертного часа не давать ему никакой святыни». (Акт. Экст. III. № 177).

Значительную работу по духовной чистоте христианского брака несло высшее и низшее духовенство, как белое, так и монашествующее, особенно, духовники. Чаще всего они обличали сожительство и требовали венчания, даже если были и дети. Но, скорее всего, люди жили не в разврате, а в непонимании необходимости венчания.

Пермь, Сибирь, Вотская пятина жили в XVI в. еще языческими обрядами. В Сибири ступали в брак с татарами, женились на родственниках, мужья отдавали своих жен в заклад[2].

«Необходимо отметить, что все высказанное обличителями пороков русского общества должно быть относимо, прежде всего, к высшему слою русского общества и к жителям больших городов, собственно Москвы. Известно, что материально обеспеченная аристократия всегда, во все времена обнаруживала склонность к нравственной распущенности. То же должно сказать о скученном населении больших городов. Но аристократия и городской пролетариат не могут считаться показателями нравственного состояния целого народа. Народная словесность свидетельствует, что наш народ чрезвычайно высоко чтил и чтит чистоту и верность. Достаточно указать только на следующее: по народному взгляду брак – дело великое и святое; он ни в коем случае не должен и не может быть расторгнут; одна смерть может разъединить супругов на земле»[3].

Русские православные епископы утверждали заповеди и правила жизни, обязательные для христиан по тем положениям и отношениям, в которых им приходилось бывать. Они формировали основу православного, церковного брака и семьи и их образа жизни.

Феофан Затворник выделяет общие для всего семейства обязанности, которые формируют ее как христианскую семью.

«Христианская семья есть первая малая домашняя церковь, где люди учатся знать и почитать Бога. Семья есть первая школа, где воспитываются добрые характеры и подготавливаются будущие общественные деятели. Семья есть источник добрых радостей, тихих удовольствий, мирного счастья. Семья есть основа и корень личного счастья, и общественного благополучия. Если корень испортится, то и все дерево погибнет. Если семья разрушится, то не будет и общества, состоящего из семей»[4].

Русские православные епископы утверждали заповеди и правила жизни, обязательные для христиан по тем положениям и отношениям, в которых им приходилось бывать. Они формировали основу православного, церковного брака и семьи и их образа жизни.

Заявка на участие в конференции

ЧЕЛОВЕК ВЕРУЮЩИЙ В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Нагевичене Валентина Яковлевна, к.ф.н., профессор кафедры социально-гуманитарных наук филиала Южно-Уральского государственного университета в городе Миассе. Стаж работы в данном заведении с 1971 года.

Закончила УрГУ в 1967 году исторический факультет, затем училась в аспирантуре УрГУ, защита кандидатской диссертации состоялась в Ленинграде в 1980 году. Докторантуру закончила в УрГУ при ИППК в 2000г.

 



[1] См.: Летопись по Лаврентьевскому списку // Из повести временных лет. В кн.: «Слово Древней Руси». М.: Изд-во «Панорама», 2000. С. 12-13.

[2] См.: Послание патриарха Филарета сибирскому архиерею Киприяну в 1622 г. //  Шапо П.Г. Русские раскол старообрядчества. Казань, 1859. С. 180.

[3] Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. В 2-х т. Т. 1. Харьков. Епархиальная типография, Каплуновская ул., д.4, 1916. С 153.

[4] Там же. C. 357-358.

Hosted by uCoz