Электронная библиотека Центра изучения православия и древнерусской культуры  http://www.drevnerus.narod.ru

 

Человек верующий в культуре Древней Руси. Материалы международной научной конференции 5 – 6 декабря 2005 года / Отв. ред. Т.В. Чумакова. СПб., Издательство «Лемма».  2005. 252 с. ISBN 5-98709-013-X

Содержание см. http://drevn2005.narod.ru/soderzanie.htm

 

Настоящая работа воспроизводится на правах электронной публикации. Напоминаем Вам, что в соответствии с действующим Федеральным Законом "ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ" (1993), Вы можете свободно пользоваться, копировать, распечатывать эту публикацию лишь для собственных нужд. В случае, если Вы используете настоящую работу для электронной, бумажной или какой-либо иной републикации, Вы обязаны полностью указать авторские права и источник, из которого Вами получена работа. В равной мере Вы должны указать источник, из которого Вами получена публикация, если Вы ссылаетесь на нее в любой – электронной или печатной – форме.

Г.Я. Мокеев

Федор – мастер Святой Троицы

 

Памяти Игнатия Викентьевича Трофимова -

первого реставратора храмов

Свято-Троицкой Сергиевой лавры

 

В Псковских летописях под 1413 годом записано: «Приделаша притвор камен к Святеи Троици»;[1] под 1420 годом: «Псковичи, наяша ма­хров Федора и дроужиноу его, побивати церковь Святая Троицы свинцом новыми досками, и не обретоща псковичи такова мастера в Пекове, ни в Новгороде, - кому лити свинчатыи доски. А к немцом слаша в Юрьев, и погании не даша мастера. И приеха мастер с Москвы от Фотея митрополита, и

наоучи Федора мастера Святыя Троица, а сам отъеха на Москву. И тако до году побита бысть церковь Святая Троицы, а даша мастером 40 и 4 рубли».[2]

Из приведенных тек­стов явствует, что Федор - зодчий, «мастер Святой Троицы» и был таковым еще до обучения литью свин­цовых досок. А это позволяет отнести к его преды­дущей работе до кровельных покрытий множество  каменных пристроек к Троицкому собору 1367 года, показанных, в частности, на известном позднем изоб­ражении храма 1689 года, сделанном перед его раз­боркой.

Так, с южной стороны собора, очевидно с 1413 года, был возведен красивейший двухэтажный камен­ный притвор, известный затем по летописным извес­тиям XV-XVI вв. как «Сени Святой Троицы» (илл.1 http://drevn2005.narod.ru/rekonstrukciaMokeeva.jpg). Обращенные фасадом на Вечевую площадь, Сени были важнейшим объектом государственного значе­ния, уникальным зданием именно вечевого Пскова. В них заседала Тайная Господа (Государственный Совет, Светский суд), находились лари, состоявшие в ведении Ларника, с государственными грамотами-договорами, денежной казной, государственной пе­чатью... Сенями собор был неразрывно связан с Вечем, поскольку Вечевая площадь была совмеще­на с площадью Соборной. Каждое народное собра­ние псковичей начиналось с торжественной молит­вы, а проводил се священник, выходивший на гале­рею Сеней.

С северной стороны к собору был пристроен другой, одноэтажный каменный притвор. С востока к обоим притворам Федор-мастер примкнул два новых храма-придела: св. Александра Невского и св. Бори­са и Глеба.

А еще с 1367 года в стенном проеме собора была устроена гробница первого свя­того псковского князя Всеволода-Гавриила, палатка которой оказалась рядом с Сенями.

Так, за 7 лет с 1413 до 1420 года Святая Троица Пскова была понизу обнесена каменными притвора­ми, приделами, палатами. Заканчивая обстройку семипрестольного собора мастер Федор со своей дружиной покрыл его весь свинцом.

Собор еще с 1409 года был распи­сан цветными фресками: «Подписана бысть церковь Святая Троица в Пскове городе. А писал Антонеи инок киевлянин с учеником с Ыгнатьем, а выспод подписывал Марк псковитин».[3] Позднее, в 1466 году, роспись появилась на фасаде Сеней: «Подписан бысть притвор у Святей Троици оу сторонних дверей с переду».[4] Наконец, еще позднее, в 1598 году, «Заложиша псковичи у соборнеи церкви у Живоначальнеи Троици главу покрыти золотом и не возмогша. И как воцарился государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии на своей вотчине на всей Рускои земле, и сведав изнеможение пскович, Живоначальную Троицу покрыл из своей царьскои казны золотом; а стало ему государю 2 300 рублев со всем».[5]

Ни один зодчий древ­ней Руси, кроме Федора, не имел тако­го удивительного прозвища - «мастер Святой Троицы». В продолжение сво­ей жизни Федор, конечно же, построил немало зданий, - порукой чему его заслуженное звание «мастер». Но свое «божественное» прозвище он получил от одного, явно исключительного объекта. Да и прозвище могло возник­нуть по разным причинам-обстоятель­ствам, от случайных до умышленных. Рассмотрим возможные случаи.

- Прозвище могло появиться для отличия двух мастеров друг от друга. В Пскове в начале XV века работал мастер Еремей, - он строил в 1415-1416 гг. вместо деревянного камен­ный второй собор города св. Софии в Довмонтовой стене. А Федор работал рядом в Крому в 1413-1420 гг. на Троицком соборе. Еремей, видимо, еще с конца XIV века строил в Довмонтовой стене несколько храмов, был вообще церковным мастером. Федор же рабо­тал лишь на одном объекте, - отсюда и возможное «однохрамовое» прозвище мастера. Но зодчие име­ли все же свои уважаемые имена, и различать их про­звищами очевидно не требовалось.

- Федор обстраивал псковскую Троицу и прозвище мог получить как указание на место работы. Однако это предположение вызывает полное недо­верие вот почему. Мастер возводил не сам храм, а лишь пристройки к нему. Псковичи из-за «второсте­пенных дополнений» к храму вряд ли могли дать Фе­дору «всеохватывающее» прозвище, - ведь по су­ществу Федор Троицы не возводил. Псковский собор в 1365-1367 гг. строил «церковный мастер» Кирилл. Именно он, а не Федор, заслуживал «божественно­го» прозвища.

- Более того, псковичи, а особенно псковские мастера-каменщики вообще не могли дать Федору «божественно­го» прозвища. Это было бы неправильно и неспра­ведливо по отношению к памяти великого «церковно­го мастера» Кирилла.[6] Ведь еще недавно, в 1374-1376 гг., весь Псков оказал ему величайшую честь: возвести своими руками храм в свое имя - во имя свт. Ки­рила, архиепископа Иерусалимского. В начале XV века храм Кирилла красовался в Довмонтовой сте­не. Это была тогда высшая награда зодчему за воз­рождение рухнувшей в 1362 году псковской Святой Троицы.

Учитывая все сказанное, верным представ­ляется следующее. Федор был уже «мастером Свя­той Троицы» до приезда в Псков в 1413 году.

Ведь его не просто пригласили и допустили к ра­боте на главном соборе города и государства. Он очевидно уже возводил какой-то иной Троицкий со­бор, но в другом, не менее святом месте и не менее значимом по масштабу. Судя по исторической ситу­ации, таким собором в тот момент была каменная Святая Троица Сергиева монастыря под Москвой, по­явившаяся как раз в 1409-1412 гг.

1408 год - дата разорения Московского княжества ханом Едигеем. Его хищная орда рассыпалась по Подмосковью, грабя и сжигая города и села, уго­няя в плен население. В Сергиеве монастыре тата­ры, очевидно, сожгли деревянный соборный храм, по­строенный еще самим Сергием Радонежским с монастырской братией. И вот к 1412 году вместо сгоревшего был возведен новый каменный собор. «В лето 6920 (1412 г.) написася Божественная Лествица: в обители Преподобнаго игумена Сергия... священа бысть церкви месяца сентябриа в 25 день».[7] Новый чудесный храм, очевидно, и «дал» очень престижное, «божественное» прозвище Федору - «мастер Святой Троицы», - как главному строите­лю-зодчему соборного храма Троице-Сергиева мо­настыря. Собор Святой Троицы почитается до сего дня как главная святыня Лавры.

Людская молва закрепила за Федором персональное прозвище. К 1413 году она докатилась до Пскова. Там с 1409 года расписывали Троицкий собор художники-стенописцы. Они, вероятно, обнаружили какие-то трещины в стенах собора (может быть, просто усадочные). Тем не менее, псковское Вече, Тайная Господа, Собор священников призвали к себе из Сергиева монастыря уже состоявшегося «мастера Святой Троицы» - укрепить «шевелящийся» собор, об­новить его протекающие ветхие кровли.

Причиной вызова могло послужить и псковское происхождение «мастера Святой Троицы», что вызывало законную гордость псковичей (они не дали эту работу Еремею). Федор и обстроил псковский собор различными «укрепительными» пристройками со всех четырех сторон (судя по рисунку 1689 г., у юго-за­падного угла храма рядом с палаткой Всеволода имелся мощный контрфорс, свидетельствующий в пользу нашего предположения).

После окончания работ в Пскове в 1420 году Федор снова уехал в Москву, на этот раз перестраи­вать-укреплять собор Андроникова монастыря. Основанием для такого утверждения служат одинако­вые «пирамидальные верха» псковской Троицы и Спас­ского Андроникова собора, в частности, - трехлопастной второй пояс закомар-кокошников, каковых «трехлопастников» нет более ни в каких раннемосковских храмах (Федор как бы привез такой «верх» из Пскова). Очевидно, что для возведения его на Спасо-Андрониковском соборе должна была иметь­ся веская причина, сходная с псковской ситуацией. Вернем­ся для выяснения се снова в Псков.

В 1362 году там «впался» верх - рухнули с гро­хотом ночью своды старого собора Святой Троицы ХП века. Непотревоженными от храма остались только нартекс с четырьмя приделами и тамбур-притвор, - все с пучковыми пилястрами. Восстанавливая-воз­рождая храм «по старой основе» (по фундаментам ХП века) мастер Кирилл, после разборки старых стен храма и возведения стен новых, восстановил по ним и пучковые пилястры. А для крепости верха собора (для погашения горизонтального распора от сводов, переноса части нагрузок с колонн на стены) он уст­роил повышенные подпружные арки и восьмиуголь­ный подиум под барабаном главы, оформленный сна­ружи трехлопастными закомарами. Для лучшего во­достока были сделаны островерхими и все другие закомары-кокошники. Так, в 1367 году появился «пи­рамидальный верх» на псковской Троице.[8]

В Андрониковом монастыре каменный собор вместо деревянного был заложен великим князем Дмитрием Донс­ким и митрополитом Киприаном в 1381 году как памятник славной победы 1380 года на Куликовом поле и как оберег на восточной окраине Москвы у развилки Ко­ломенской и Владимирской дорог. Но строительство храма было завершено не ранее 1382 года (времени страшного разорения Москвы Тохтамышем), видимо, к 1385 году. Кстати, до 1389 года, когда скончался вел.кн. Дмитрий Донской, на Коломенской дороге в Угреше был построен еще один такой же каменный храм-оберег свт. Николая Чудотворца.

Былое существование более раннего, нежели существующий, первона­чального каменного Спасо-Андроникова собора кон­ца XIV века «вычислила» В.Г. Брюсова.[9] О его существовании писал и Г.К. Вагнер на основании анализа найденных при реставрации храма резных камней (каковых не было и нет в уцелевшем «втором» соборе). Причем, по мнению уче­ного, первоначальный храм имел к тому же белокаменную пре­далтарную преграду.[10] Почему же этот тогда еще относи­тельно новый храм мог потребовать вскоре перестройки?

В 1408 году во время разорительного нашествия Едигея сторожевой Андроников монастырь был в пер­вую очередь сожжен подошедшими сюда татарами. Состояние после этого обгорелых сводов собора, оче­видно, внушало опасения. В 1421-1423 гг. возвративший­ся из Пскова Федор и произвел разборку этих сво­дов, затем укрепил собор возведением «пирамидаль­ного верха», подобного верху Троицкого собора Пско­ва (с повышенными подпружными арками, трехло­пастными закомарами). В дополнение Федор укра­сил восьмигранный подиум круглым «воротником» из 10 островерхих кокошников под барабаном главы со­бора, создав тем самым их третий «огненно-символи­ческий» пояс. Таким образом, фундамент и каменные стены собора Спаса могут быть датированы ок. 1385 годом, а своды и верха окончательно 1423 годом.

Каменный собор Святой Троицы в Сергиевом монастыре был возведен к 25 сентября 1412 года при игумене Никоне – ученике преп. Сергия Радонежского. В это время в Москве и близрасположенных городах ра­ботали живописцы Феофан Грек, Игнатий Грек, Даниил Черный, преп. Андрей Рублев... Иноки расписывали Благовещенс­кий собор Кремля в 1393-1394 гг., собор Спаса в Симоновом монастыре в 1404-1405 гг., Успенский собор во Владимире в 1408-1410 гг., Успения на Городке и Саввино-Сторожевский соборы в Звенигороде в 1417-1420 гг. и др.

В 1422-1425 гг., после обретения мощей преп. Сергия Радонежского, Даниил Черный и Андрей Рублев рас­писывали Троицкий собор Троице-Сергиева монасты­ря. Но чуть раньше, к 1412 году, когда Федор-мастер только еще возвел каменный монастырский собор, преп. Андрей Рублев написал для него свою знаменитую храмовую икону «Троица».

В 1426-1428 гг. преп. Андрей Рублев и Даниил Черный расписывали собор Спаса Нерукотворного образа в Спасо-Андрониковом монастыре, перестроенный мастером Федором. Именно в это время по инициативе художников каменная предалтарная преграда первоначального храма 1385 года была разобрана и заменена деревянным иконостасом, расписанным затем преп. Андреем и Даниилом - монахами Андроникова монастыря. По-видимому, это был первый тябловый иконостас в русских храмах. И появился он в Спасском соборе Андроникова монастыря стараниями преп. Андрея Рублева незадолго до преставления святого иконописца 17 октября 1428 г.[11]

Кстати, существует довольно обоснованное мне­ние, что преп. Андрей Рублев был родом из Пскова. Осно­ванием этому служит запись второй Псковской лето­писи под 1484 и 1486 гг. о боярине Андрее Семенови­че Рублеве, участнике новгородского посольства в Литву и Москву, что перекликается с интитуляцией «Андрей Иванов сын Рублев» на иконе «Преображе­ние» (ГТГ), поскольку «принадлежность к определен­ному роду, родовая честь оберегались особенно тща­тельно».[12] Здесь уместно учесть и древнерус­скую традицию давать внукам имена дедов или пра­дедов.

В заключение можно подытожить, что здесь шла речь о трех гениальных русских, а точнее псковских «божественных мастерах Святой Троицы»: зодчих Кирилле, Федоре и художнике Андрее Рублеве.

Найденные в Пскове в 1960 году останки великого зодчего Кирилла в церкви свт. Кирилла на Греб­ле в Довмонтовой стене были выброшены археологами на свалку; прах Федора, персонально упомянутого в Псковских летописях как «мастер Святой Троицы», покоится невесть где; а пока неведомая могила преп. Андрея Рублева находится на месте исчезнувшей еще в XVIII веке колокольни у стены собора Андро­никова монастыря.

 

Примечания:

 

1. Псковские летописи / Подг. к печати А.Н. Насонов. Вып. 1. М; Л., 1941. С. 33.

2. Псковские летописи / Подг. к печати А.Н. Насонов. Вып. 2. М., 1955. С. 37.

3. Псковские летописи / Подг. к печати А.Н. Насонов. Вып. 2. М., 1955. С. 282.

4. Псковские летописи / Подг. к печати А.Н. Насонов. Вып. 1. М; Л., 1941. С. 72.

5. Псковские летописи / Подг. к печати А.Н. Насонов. Вып. 1. М; Л., 1941. С. 114.

6. Подробнее см.: Мокеев Г.Я. Кирилл Псковский – величайший зодчий древней Руси // Псковский край.  Культура, образование, история. Псков, 2000.

7. Описание рукописей Лаврской Библиотеки. Т. 1. М.,1879. 138, № 156; Жи­тие и подвиги преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия игумена Радонежскаго и всея России чудотворца Сост. Архим. Никон. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904 г. С. 255, прим.. 198.

8. Воронин Н.Н. У истоков русского национального зодчества // Ежегодник Института истории искусств. М., 1952.

9. Брюсова В.Г.вопросы биографии Андрея Рублева // ВИ, 1969. № 1. С. 42.

10. Вагнер Г.К. От символа к реальности. М.,1980. С. 187.

11. Ульянов О.Г. Деисус Андреева письма Рублева из Благовещенского храма Московского Кремля (к 575-летию преставления преподобного иконописца) // Макарьевские чтения. Вып. XII. Иерархия в Древней Руси. Можайск-Терра, 2005. Сс. 196-197.

12. Плугин В.А. Мастер Святой Троицы. М., 2001. С. 407.

 

Илл. 1. Собор Святой Троицы. Псков. 1367г. (мастер Кирилл). Южные сени Святой Троицы 1413-1420 гг. (мастер Федор). Графическая реконструкция Г.Я. Мокеева. http://drevn2005.narod.ru/rekonstrukciaMokeeva.jpg

 

© Г.Я. Мокеев, 2005.

Hosted by uCoz