О. М. Мижевич
Философия и смирение Кирилла Туровского
Подвижник-просветитель христианской веры, причисленный к святым Русской православной церкви епископ Турова Кирилл Туровский (1130 -1193) был одной из самых интереснейших и ярчайших личностей древнерусской земли. Богатство родителей позволило ему получить хорошее по тем временам духовное образование. Он превосходно знал Святое Писание, классическую византийскую риторику и поэзию, владел несколькими языками. Любовь к просвещению, уединенному богословскому самообразованию, неприятие мирской суеты, привели его к решению связать свою судьбу с монашеством. Именно в монастыре он решает совершить крайнюю в Древнерусских землях форму аскезы – столпничество. Его столпом стала небольшая деревянная башенка на берегу Припяти и, именно здесь расцвел его литературно-проповеднический талант, отсюда начинается его подлинная слава среди православных верующих. Древний летописец писал о нем: «И славен сделался он во всей стране той,. А потому, умоленный от князя и народа, возведен был на епископский престол и посвящен митрополитом Киевским во епископа города Турова, что близ Киева» 1.
По количеству написанного, равных Кириллу Туровскому по тем временам не было. Он оставил богатое богословско-философское наследие: 36 молитв, 12 торжественных поучительных слов на религиозные праздники, наказы, сказания, притчи и повести. До нас дошли следующие притчи: «Притча о человеческой душе и теле», «Притча о слепце и хромце», «Повесть о белоризице-человеке и о монашестве». Его литературные произведения очень легки и наполнены удивительным, светлым смирением, милосердием и скромностью. В них нет ярости фанатизма, нет исступления и отчаяния, которое часто можно прочувствовать в произведениях богословов-филососов того времени. Ораторское искусство Кирилла Туровского, по всей видимости, поражало его современников, им искренне восхищались и называли «Златоустом». Одна строчка из Евангелия давало для Кирилла Туровского возможность создать целый рассказ и проповедь.
Тематика произведений Кирилла Туровского соответствовала по содержанию всем тем требованиям, которые предъявлялись к богословско-философским рассуждениям средневековья. Его философские взгляды носят ярко выраженный теоцентрический характер и близки к патристике Агустина Блаженного, у которого человек и мир выступают как единство микро- и макрокосмоса. Кирилл Туровский особенно тщательно рассматривает и трактует этот момент. Он считал, что природа носит в себе одушевленное выражение творческой мысли своего Создателя. Человек, постигая природу, находит в ней родственное своей душе. Природа и человек развиваются не стихийно, но по воле Божей и, поэтому имеют единые законы.
Согласно средневековой традиции, Кирилл Туровский в своих рассуждениях часто пользуется аллегорией. Особенно часто он прибегает к аллегории, рассматривая вопрос соотношения веры и разума. Естественно, что предпочтение он отдавал вере, но и не порывает и с разумом. По его мнению, божественные слова слишком таинственны, мистичны и трудны для понимания – и в данном моменте без знания не обойтись, они (знания) те ворота, которые помогут человеку войти в царство Бога. «Ибо сладко – медвяный сот и хорошо – сахар, обоих же лучше книжное знание: потому что оно сокровище вечной жизни» 2. Но разум нуждается в строгом контроле и руководстве. Предоставленный сам себе, разум легко забывает истинное предназначение и покоряется телесным чувствам. Избежать этого можно, только уравновесив свой разум Богооткровенной истиной, верой. Только дополненный верой, разум превращается в подлинный, стройный разум. Таким образом, сами по себе ни вера, ни разум, по-мнению К. Туровского, познать истину не в состоянии и христиане должны в богопознании руководствоваться принципом – познавай, веруя.
В творчестве Кирилла Туровского важное место как и у всякого средневекового богослова, занимает тема спасения человека и освобождение его от греха, выступая с позиций последовательного христианского антропоцентризма. Эта тема особенно ярко звучит в его притче «О слепце и хромце». В этой притче писатель использует евангелистский рассказ о хозяине, который, посадив виноград, поставил около ворот двух стражников: слепого и хромого. «Когда кто с моих врагов захочет обокрасть виноградник, то хромой увидит, а слепой услышит. Когда кто-нибудь захочет войти в виноградник, то хромой, не имея ног, не сможет пройти в середину; слепой же, если войдет, то заблудится» - так рассуждал господин. На самом деле все произошло иначе. Слепой и хромой объединили свои силы (слепой нес хромого, а хромой показывал дорогу). Попали в сад и присвоили чужое имущество. Этой аллегорией Кирилл Туровский попытался объяснить несовершенство человека и общества. Хромец – тело человека, а слепец – душа его. Греху в одинаковой мере подвергаются и душа и тело. Но только душа может с помощью молитвы вывести тело из греховного состояния. Молитва – вот подлинная внутренняя жизнь души, способная вывести человека на праведный путь соприкосновения с высшей духовной субстанцией – Богом. Таким образом, человек у Кирилла Туровского существо трехмерное. Двухмерность толкает его на путь греха, а вот третье измерение – духовное, которое реализуется в молитве, способно приблизить его к Всевышнему. Молитва – вот смысл жизни человека. Она спасает каждую индивидуальную душу и помогает преодолевать личное зло.
1. Памятники древнерусской церковн-учительской литературы. Вып.1. СПб., 1982.
2. Памятники литературы Древней Руси 12 века. М., 1980. с291.