Электронная
библиотека Центра изучения православия и древнерусской культуры http://www.drevnerus.narod.ru
Человек верующий в культуре
Древней Руси. Материалы международной научной конференции 5 – 6 декабря 2005
года / Отв. ред. Т.В. Чумакова. СПб., Издательство «Лемма». 2005. 252 с. ISBN 5-98709-013-X
Содержание см. http://drevn2005.narod.ru/soderzanie.htm
Настоящая работа воспроизводится
на правах электронной публикации. Напоминаем Вам, что в соответствии с
действующим Федеральным Законом "ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И
СМЕЖНЫХ ПРАВАХ" (1993), Вы можете свободно пользоваться, копировать,
распечатывать эту публикацию лишь для собственных нужд. В случае, если Вы
используете настоящую работу для электронной, бумажной или какой-либо иной републикации, Вы обязаны полностью указать авторские
права и источник, из которого Вами получена работа. В равной мере Вы должны
указать источник, из которого Вами получена публикация, если Вы ссылаетесь на
нее в любой – электронной или печатной – форме.
О. И. Янковская
Изучение искусства Византии и
Древней Руси в Санкт-Петербургском университете: профессор Н.П.Кондаков.
Изучение византийского и древнерусского искусства в
России имеет богатую историю. Русским ученым удалось добиться высоких
результатов в деле открытия и исследования искусства Византии и связанных с ней
в культурном отношении стран, в том числе и древней Руси. Но фундамент
достижений в истории искусства, сделанных в ХХ веке, был заложен именно в веке XIX. Русские ученые того времени своими исследованиями
фактически создали новый раздел в истории мирового искусства.
Одним из первых российских ученых-исследователей, кто
обратился к изучению византийского и древнерусского искусства, был Никодим Павлович Кондаков. С 1888 по 1896 год он занимал должность
профессора по кафедре теории и истории искусств в Императорском
Санкт-Петербургском университете. Именно этот период в его научной деятельности
отмечается многими исследователями его творчества, как наиболее продуктивный.Первоначально его научные интересы были
связаны с античностью, но в середине 70-х годов XIX в. он обратился к изучению византийского искусства и
культуры, привлеченный главным образом неразработанностью
данной темы. Почти что за 60 лет своей научной деятельности, Н.П.Кондаков написал
огромное количество работ по истории византийского, древнерусского, грузинского
и западноевропейского искусства, посвященных как отдельным памятникам, так и
более общим вопросам. Им было совершено много поездок за границу в целях сбора
материала для своих научных занятий. Помимо того, что он неоднократно
участвовал в археологических раскопках на юге России, он побывал на Синае, в
Константинополе, на Афоне, в Сирии, в Палестине, Македонии, неоднократно бывал
в странах Западной Европы. Позднее, вспоминая о своих путешествиях,
Н.П.Кондаков писал: «Между тем, эта самая необходимость искать, открывать
самому, блуждать, рискуя найти то, чего не искал и что оказывается более
интересным и поучительным, и составляет ту заманчивую прелесть путешествий по
Востоку, которая кроется в присущей человеку черте дорожить лишь тем, что
дорого и с трудом дается, как собственная работа»¹.
Н.П.Кондаков получил признание как ученый, причем на
мировом уровне, в первую очередь как исследователь византийской художественной
культуры. Но и вопросам национального искусства он в своей научной и
педагогической деятельности уделял достаточно много внимания, а под конец жизни
эти проблемы заняли основное место в его исследованиях.
Жизнь в
столице и работа в одном из лучших учебных заведений страны способствовала
развитию и осуществлению его творческих планов и разработке новых, весьма
смелых идей в истории искусства, хотя, конечно, приехал он в Санкт-Петербург,
уже сложившимся и достаточно известным ученым. Кроме того, именно здесь, в Санкт-Петербургском
университете, приобрела смысл и смогла реализоваться его многолетняя
педагогическая деятельность. Здесь, в отличие от его работы преподавателем в
Новороссийском университете, у него появились последователи и ученики, стала
складываться собственная научная школа.
Если окинуть
взглядом всю научную деятельность Никодима Павловича
в целом, то нельзя не заметить явную поступательность, последовательность ее
движения и развития. Это одна непрерывная линия: изучение классического
искусства — византийского искусства — древнерусского искусства.
В сферу интересов Кондакова
входит самый разный материал: миниатюры и иконы, фрески и мозаики, памятники
прикладного искусства, скульптура, архитектура, чисто археологический материал
— «мелкие древности». При этом он стремился выявить соотношения различных видов
искусства, их взаимовлияния. Своей задачей Кондаков считал необходимость
воссоздать картину общего развития искусства, что необходимо в первую очередь,
сравнительное изучение культур.
В самом начале своей научной деятельности Никодим Павлович занимается в основном классическим
искусством. И для своей магистерской диссертации он выбрал символику греческого
искусства на примере памятника Гарпий из Малой Азии. Но именно в Одессе, имея
возможность выезжать на Восток, он начинает интенсивно изучать искусство
Византии, «делая постепенно из этого темного и непонятного для окружающих
предмета целую науку: кондаковскую науку о
византийских древностях как о совершенно самостоятельном и самоценном разделе
художественной культуры средневековья»².
Первой книгой на византийскую тему и его докторской диссертацией стала
«История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих
рукописей» (1876). В ней он начал разработку разделов византийского искусства,
исследуя книжные миниатюры, дал общую характеристику развития всего
византийского искусства, выявил процесс обмена сюжетами между миниатюрой, фреской
и мозаикой.
Многие свои
исследования, наблюдения, находки, сделанные в процессе его многомесячных
поездок, он опубликовал в виде научных отчетов о своих археологических
путешествиях. Постепенно понятие византийского искусства распространяется у Н.П.Кондакова не только на саму византийскую культуру, но и
на искусство многих других стран, входивших в орбиту влияния Византии. В этом
ряду Сирия, Палестина, Болгария, Сербия, Румыния, Армения, Грузия, Россия. Он
считал, что, имея в основании художественную культуру Византии, народы этих
стран сумели создать свои собственные своеобразные художественные формы.
Совершенно закономерным, в этой связи, представляется интерес Кондакова к национальному своеобразию русского искусства, к
проблемам которого он стал проявлять все более пристальное внимание после
переезда в 1888 г. в Санкт-Петербург.
Во время
работы Кондакова в Санкт-Петербургском университете
(1888—1896) выходит огромное количество его статей, рецензий на самые
разнообразные темы. Самыми главными его научными достижениями этого времени
являются три капитальных исследования: «Византийские эмали...», «Русские
клады...» и «Русские древности...». В этот же период он совершает поездки по
Сирии и Палестине (1891) и на Афон и Славянские земли (1898), отчеты о которых
выходят в начале ХХ в. Благодаря этим своим исследованиям Кондаков становится
крупнейшим специалистом по русской художественной культуре и археологии.
Над изданием «Русских древностей в памятниках
искусства» Н.П.Кондаков начинает работать совместно с графом И.И.Толстым в 1889
г. Всего за 10 лет (до 1899 г.) вышло в свет 6 выпусков, каждый из которых имел
большое количество иллюстраций. Это первая в отечественной литературе научная
история русского искусства домонгольского периода (до
XIV в.), а в числе работ Никодима
Павловича это, в принципе, единственное систематическое изложение истории
русского искусства. Три первых выпуска были посвящены классическим древностям
Причерноморья, скифо-сарматским древностям и древностям эпохи переселения
народов. Следующие три выпуска отведены исследованию русских древностей, причем
последние два рассматривают памятники монументального искусства — мозаики и
фрески — Киева, Владимира, Новгорода и Пскова. Это произведение Н.П.Кондакова содержит огромный новый материал и суммирует
данные некоторых его предыдущих работ.
Для Н.П.Кондакова самостоятельность русского искусства—
неоспоримый факт, и он особо подчеркивал, что в народном творчестве особый
интерес представляют устойчивые типы изображений, связанные с определенной
литературной традицией. На примере конкретного памятника (Дмитровского собора
во Владимире) он демонстрирует, как весьма сложная и даже книжная смысловая
нагрузка декора собора все же была понятна простому человеку, пришедшему
молиться. При этом Кондаков отмечает, что несмотря на то, что украшение храма в
целом было подчинено религиозной идее, отдельные изобразительные мотивы могли
преследовать и чисто декоративные цели.
В 1892 г. Кондаков выпускает в свет «Византийские
эмали. Собрание А.В.Звенигородского. История и
памятники византийской эмали.» — издание, разработанное по памятникам из
коллекции А.В.Звенигородского. Одновременно выходят
тиражи этой книги на немецком и французском языках. В этой книге Н.П.Кондаков
впервые прослеживает этапы развития эмали, как вида искусства, анализирует
технику производства, сюжетно-тематические и стилистические особенности.
В 1896 г. выходит очередное издание, подготовленное Н.П.Кондаковым — «Русские клады». В какой-то степени эта
книга была своеобразным продолжением «Византийских эмалей». Она также являлась
первым обобщающим трудом на эту тему, и структурирована по тому же принципу. Основой
для исследования послужили собираемые автором более 10-ти лет вещи из золота и
эмали. Кондаков планировал выпустить и II том, посвященный изделиям из серебра. На протяжении
всей работы Кондаков говорит о технических и художественных достоинствах вещей:
оценивает их рисунок, мастерство исполнения, колористическую гамму и другое
художественные особенности.
В 1896 году
заканчивается преподавательская деятельность Н.П.Кондакова
и «заслуженный профессор Н.П.Кондаков по выслуге 30 лет учебной службы отчислен
из штатных профессоров». Но научная деятельность еще далеко не закончена. В
дальнейшем она будет связана в основном с Отделением русского языка и
словесности (ОРЯС) Российской Академии наук. Именно здесь была прочитана и
опубликована одна из значительных работ Н.П.Кондакова
–– «О научных задачах истории древнерусского искусства». Многие исследователи
его творчества очень высоко оценивают значение этой его работы, называют ее
программой научных исследований, которую осуществлял не только и не столько сам
Никодим Павлович, но многие русские искусствоведы,
последовавшие за ним.
Кондаков считал, что понимание древнерусского
искусства совершенно невозможно без изучения древнехристианского и
византийского искусства. В своей работе он пишет: «Русское искусство есть
оригинальный художественный тип, крупное историческое явление, сложившееся
работою великорусского племени при содействии целого ряда иноплеменных и
восточных народностей, вызванных этим племенем к государственной жизни и
художественной деятельности. Как всякий крупный характер, это искусство
является сложным типом, отлитым лишь после работы вековой и сотрудничества
многих сил, но именно потому оно и владеет самобытностью и является цельным
типом, и его декоративные начала, подобно другим европейским художественным
типам, способны к исторической разработке и могут служить основанием будущей
художественной жизни. <…> В области русских древностей интерес должен
лежать в богатстве, народной значительности и устойчивости типов, а научные
взгляды должны направиться в сторону исторического исследования происхождения
этих типов»³.
Из ясного
разграничения истории искусства и художественной археологии, из оценки степени
развития этих двух дисциплин вытекали, в конечном счете, и задачи, выдвинутые Н.П.Кондаковым перед своими последователями. Кондаков
призывает русских ученых начать трудную, но плодотворную работу по введению
местных древностей в среду истории искусств, по их объяснению и оценке на почве
широких сравнительных обобщений, где лучшие памятники получили бы, наконец,
значение памятников искусства, характеризующих степень развития всей
художественной культуры русского народа в различные периоды его исторического
прошлого. Этот призыв Никодима Павловича был услышан
и принят к действию его учениками, которые продолжили дальнейшее изучение
византийского и древнерусского искусства и сами сделали множество важных
открытий и поставили изучение древнерусского искусства на новую ступень. Он
разработал новый подход к памятникам средневекового искусства и был первым русским
историком искусства, оказавшим влияние на европейское искусствознание,
создавшим свою собственную оригинальную методику исследования произведений
восточно-христианского искусства.
Н.П.Кондаков,
первый профессор кафедры теории и истории искусств Санкт-Петербургского
университета, внес огромный вклад в формирование и развитие школы по изучению
византийского и древнерусского искусства не только в системе академического
университетского образования, но и в российской науке вообще.
Примечания
1. Кондаков Н.П. Путешествие
на Синай в 1881 году. Из путевых впечатлений.
Древности Синайского монастыря. Одесса, 1882. С.
II-III.
2. Вздорнов
Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М.,
1986. С. 222.
3. Кондаков Н.П. О научных
задачах истории древнерусского искусства // Памятники древней письменности и
искусства. Вып. CXXXII. 1899. С. 5-6.